Кузяевский фарфоровый завод
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]
Мало у кого дома нет характерной бело-голубой керамики из Гжели. Почти у всех стоит на полке чайник, блюдце, чашка или даже целый сервиз, выполненные в этом знаменитом стиле на не менее знаменитом производстве, известном еще с XVIII века. Однако не все знают, что на востоке Подмосковья в селе Гжель и его окрестностях еще не так давно было множество мастерских и фабрик, занимающихся выпуском посуды, а некоторые из них были почти такими же известными и крупными, как сама бело-голубая Гжель.
Искусствоведы под словом «Гжель» обычно подразумевают не только одноименное село, но и всю округу, включающую порядка двадцати семи деревень. Всю эту немалую территорию нередко именуют «Гжельский куст» - издавна в этих местах люди занимались производством керамики, и лишь в XX веке большинство мелких и крупных производств исчезли насовсем.
Керамический промысел в этих местах сложился вполне естественным путем, ведь в окрестностях Гжели испокон веков была отличная глина. Заметили это еще веке в XV, а с середины XVII активно добывали разные ее сорта. В 1663 году царь Алексей Михайлович даже издал указ: «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».
Писал про гжельскую глину и великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов:
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»
Таким образом, благодаря богатству местной природы, только самый ленивый не занялся производством гончарной посуды, кирпича или изразцов. В многочисленных мастерских также делались и простые глиняные игрушки, пользующиеся высоким спросом в Москве. Глиняное ремесло активно развивалось и к началу XIX века в Гжели было уже двадцать пять достаточно крупных заводов, выпускающих глиняную продукцию, а мелких мастерских и того больше. При этом характерной бело-голубой керамики все еще не было.
Знаменитая бело-голубая роспись появилась лишь в 20-е годы XIX века, когда были открыты новые сорта светлой глины, а также местные мастера научились делать фарфор и полуфаянс. К середине XIX века гжельское керамическое искусство достигло своего наибольшего расцвета.
Как уже было отмечено выше, XX век - с его национализацией и коллективизацией - не пережило почти ни одно их тех некогда преуспевающих производств. В какой-то момент, примерно в середине XX столетия, в Гжели все-таки решили «восстановить традицию», но, по мнению некоторых исследователей, прежнего мастерства было уже не достичь, ведь естественный ход развития этого искусства был нарушен. Не все согласятся с этим утверждением, ведь в середине XX века и была окончательно сформирована та бело-голубая роспись, с которой у нас ассоциируются изделия из Гжели сегодня. Производство в наше время представлено двумя заводами - собственно, фарфоровый завод Гжели и «Синь России» - второй завод, занимающийся росписью готовых изделий. На обоих производствах можно побывать с экскурсией.
Мы же в этот раз решили поехать в расположенную неподалеку деревню Кузяево, где находятся руины одноименного фарфорового завода, просуществовавшего до 2001 года. Стоит заметить, что подобные руины далеко не единственные в окрестностях Гжели. Есть как минимум еще несколько крупных объектов, относящихся к керамическому промыслу, а ныне заброшенных. По словам местных жителей, почти все старинные здания в этих местах имеют то или иное отношение к производству керамики - стоит только «копнуть» их историю.
Кузяевский фарфоровый завод, на развалинах которого мы побывали, был основан в 1816 году братьями Новыми - Иваном, Тихоном и Семёном. Производили на нем изысканные изделия из фарфора и фаянса в стиле ампир, отличающиеся частым использованием позолоты и цветного крытья.
yacollectioner.ru
В 1850-х годах завод стал именоваться "Фабрикой Храпунова-Новаго в д. Кузяево” и к этому моменту на нем трудились уже 300 рабочих. После революции производство национализировали, а название поменяли - теперь он стал называться "Кузяевским фарфоровым заводом”, и продолжил выпуск посуды. Здесь больше не производили изысканный фарфор, на смену которому пришла массовая и доступная продукция: чайники, тарелки, чайные пары и т.д. Однако и она не была лишена узнаваемого стиля и качества. Клеймо завода менялось много раз на протяжении его долгой истории, но одним из последних был знаменитый олень, которого многие советские люди видели на дне своих любимых кружек.
yacollectioner.ru
Грянула перестройка, завод какое-то время поборолся, пытаясь остаться на плаву на фоне ввозимой из Китая дешевой продукции, но в 2001 году окончательно обанкротился и закрылся. Судя по отчетам в интернете, еще меньше десяти лет назад в цехах Кузяевского фарфорового завода предметы и инструменты лежали так, словно люди ушли не насовсем, а лишь на обеденный перерыв и вот-вот вернутся. К сожалению, мы ничего подобного уже не застали. Все, что можно вывезти - вывезли. Все остальное сломали и тоже вывезли. Остались лишь куски битой керамики, огромные печи, да сами здания, заходить в которые немного страшно - вдруг обвалятся? В настоящее время некоторые из них арендуются различными фирмами, а самые ветхие пустуют, зарастая мхом и папоротником. Вся территория бывшего завода находится под охраной, но охранять уже особо нечего.
Координаты Кузяевского фарфорового завода: 55°36'59"N 38°32'3"E