Старинная усадьба на реке Пехорке
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Усадьба Пехра-Яковлевское обязана своим названием деревне Яковлево, которая когда-то располагалась на этом месте, и левому притоку реки Москвы Пехорке. Большую часть своей истории имение принадлежало одной из ветвей княжеского рода Голицыных, при которых был построен дошедший до нас главный дом с колоннадой и флигелями, а также устроен партер парка. Замечательна усадьба и своей церковью с двумя колокольнями, которая хорошо видна с Нижегородского шоссе в районе Балашихи.
Дом с колоннадами
Усадьба Яковлевское на Пехре представляет собой яркий пример дворянских имений второй половины XVIII века. Эта эпоха считается расцветом усадебной архитектуры в Подмосковье. Главный дом имения, сохранившийся до наших дней в измененном виде, обставлен с двух сторон боковыми служебными постройками. С главным домом оба флигеля соединяются колонными переходами. В Яковлевском эти переходы были сделаны сквозными, а в других подмосковных усадьбах этого же времени они могли быть и закрытыми.
Автор книги «Подмосковные усадьбы» Сергей Александрович Торопов предположил, что архитектурный образ планировки главного дома с двумя колоннадами и служебными помещениями был навеян творчеством Андреа Палладио – великого итальянского архитектора времен эпохи Возрождения. Такие постройки как Меледская вилла Триссино, вилла Мочениго или Тиена изучались в качестве образцов для подражания русскими зодчими в то время, когда в моду входил стиль классицизм. Не исключено, что среди них были и строители усадьбы на Пехре.
Колоннада дворца в усадьбе Пехра-Яковлевское образует красивый партер, с которого начинается природная, то есть парковая часть имения. Галереи с колоннами служат как бы ажурной границей между парадной частью двора и парком. С.А. Торопов писал, что усадьба Голицыных на реке Пехре славилась когда-то оранжереей, подобной тем, которые были в Кусково и Нескучном Саду в Москве. Оранжереи в то время были обязательными сооружениями в усадебных парках. Длинные оранжереи часто имели высокий пальмовый зал с куполом, а боковые продолжения застеклялись от пола и до самого верха.
Храм с колокольнями-близнецами
Усадьба Пехра-Яковлевское, помимо колоннад и торжественного партера у главного дома, который стерегут два каменных сфинкса, примечательна и своей Спасской церковью. Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1679 году и имела посвящение образу Спаса Нерукотворного. Эта церковь в конце XVIIвека входила, как мы узнаем у летописца подмосковных приходов Василия Холмогорова, в «Пехрянскую десятину» – старинную территориальную единицу московской епархии, которая частично совпадала с Пехорской волостью и современным городским округом Балашиха.
При князе Петре Михайловиче Голицыне в конце XVIII века был построен нынешний каменный храм, получивший имя образа Спаса Нерукотворного от своего деревянного предшественника. Интересно, что в наше время храм переосвятили в честь Преображения Господня, и он стал называться немного по-другому – Спасо-Преображенским. Церковь имеет нехарактерные для православного зодчества две одинаковые башни-колокольни с западной стороны, а главный зал представляет собой ровную окружность. «Сферичность» церкви особенно заметна, если зайти внутрь. Зал церкви окружает галерея с иконами, а линия иконостаса непривычно закругляется.
Откуда же на подмосковной земле мог появиться храм с башнями-колокольнями? Исследователь Илья Евгеньевич Путятин писал, что к середине XVIII века во Франции сложился устойчивый облик католического храма с западным фасадом, который украшали две башни-близнецы. Кстати, именно такой фасад католического храма можно увидеть в Москве в старинном французском приходе святого Людовика на улице Малая Лубянка. Не трудно догадаться, что православные храмы, украшенные на французский лад, могли появиться только в дворянских усадьбах, владельцы которых были по своим убеждениям поклонниками западной культуры.
«Двухбашенность» церкви могла быть следствием не только западноевропейских представлений об идеальном храме, но и подражанием Троицкому собору Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, который отличает как раз наличие двух колоколен. Князья Голицыны вполне могли таким обликом церкви подчеркнуть связь со столичным «царским» храмом, связанным с именем Петра Первого. Надо отметить, что Спасский храм, хотя и редкий, но не единственный пример церкви с двумя колокольнями в Московской области. Усадебные церкви с двумя башнями встречаются также в бывшем имении графа Румянцева-Задунайского в Троицком-Кайнарджи на реке Пехорке, в усадьбе Быково с его псевдоготическим храмом, а также в имении Варвары Петровны Разумовской в деревне Акулово Одинцовского района. Храм, который почти полностью повторяет облик собора Александро-Невской лавры, находится в селе Шкинь Коломенского района.
Князь Гагарин и его внук философ-космист
Строителями усадьбы Пехра-Яковлевское были представители рода Голицыных, в чьих руках поместье находилось на протяжении большей части своей истории. Генерал-поручик Петр Михайлович Голицын стал проводить коренные преобразование в усадьбе во второй половине XVIII века, а его брат Александр продолжил начатое строительство. Князь Михаил Петрович Голицын завершил дело отца и дяди, и при нем усадьба приобрела славу одной из жемчужин Подмосковья.
Любопытный хозяин был у голицынского имения и после того, как оно ушло из рук знаменитого рода. С 1828 года последние пять лет своей жизни усадьбой владел театрал и сенатор князь Иван Алексеевич Гагарин. Интерес к театру унаследовал один из его сыновей Павел, создавший в 1840 году Одесский театр. Внук владельца Пехра-Яковлевское Николай Федорович Федоров – внебрачный сын Павла Ивановича Гагарина – стал самобытным русским философом-космистом. Космизм Федорова сочетал в себе крайнюю религиозность и крайний реализм. Он полагал, что христианская идея о воскресении требует конкретного решения. Любой человек живет на земле за счет смерти своих предков, что делает каждое поколение виновным и преступным. Федоров предлагал искупить вину за «вытеснение» предков и заменить деторождение на «отцетворение», то есть направить все силы человеческого ума и науки на воскрешение умерших, буквально воссоздавая их из частиц и молекул.
Всеобщее воскрешение мертвых, согласно толкованию Федорова, должно быть совершено не Богом, а самим человечеством. Естественно, что планета Земля не смогла бы вместить всех живших на ней людей, поэтому сын князя Гагарина искал возможности разработать план по расселению людей в космосе и на других планетах. В городе Боровске философ-мечтатель сблизился на этой почве с молодым ученым-самоучкой Константином Циолковским, которого также интересовали смелые идеи о полетах человека в космос. Фамилия отца необычного мыслителя, можно сказать, стала пророческой, и много времени спустя первым в мире космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин.