Военный городок Клин-9

Филип Терец \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Филип Терец \ Подмосковье Сегодня]

На юго-восточной окраине Клина, посреди живописного леса, с 50-х годов прошлого века расположен военный городок Клин-9. Раньше здесь были военные части 12517 (полк связи ПВО) и 07145, в городе жили служащие, но сейчас обе части уже давно расформированы. Город при этом остался на месте, а в окрестных лесах до сих пор можно найти много заброшенных военных объектов ушедшей эпохи.

С точки зрения постороннего человека, не живущего в этих местах, городок Клин-9 производит приятное впечатление. Аккуратные и отремонтированные дома в 4-5 этажей, уютные дворы, но самое главное - настоящий лес вокруг и тишина, какую никогда не услышать жителям большого города. Клин пока еще не добрался до этих мест, и городок по-прежнему стоит обособленно.

На въезде сразу бросается в глаза монумент в виде ракеты, установленный в честь 30-летия Великой Победы. В сети можно отыскать фотографию 70-х годов, на которой солдаты как раз сооружают бетонное основание для этого памятника. Раньше рядом с ним был контрольно-пропускной пункт, но сейчас дорога полностью открыта для всех желающих.

Военные части, сформировавшие городок Клин-9, изначально были частью единой системы противовоздушной обороны столицы С-25 «Беркут», созданной после окончания Великой Отечественной войны. Мы уже не раз писали о заброшенных объектах системы С-25, но это и неудивительно, ведь в Подмосковье их очень много!

Стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут» была принята на вооружение в 1955 году и стала первой в истории СССР ракетной системой ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети. Вокруг столицы двумя кольцами расположились пятьдесят шесть ракетных баз и двадцать две радиолокационные станции дальнего обнаружения. Проект был сложный, в своем роде даже революционный, а по степени важности его поставили в один ряд с советской ядерной программой.

С момента принятия решения о создании системы С-25 до начала ее развертывания в Подмосковье в 1953 году прошло четыре года, а к 1958 году строительство было полностью завершено. Двадцать два комплекса расположились на внутреннем малом кольце, а тридцать четыре на внешнем - большом. Все комплексы были соединены двумя специальными секретными дорогами - малой и большой бетонками. Сейчас эти трассы знакомы каждому водителю, но до 1991 года их даже не наносили на карту.

Система С-25 была совершенна для своего времени - уже первая ее модификация 1955 года позволяла поражать двадцать воздушных целей одновременно, двигающихся на высотах от трех до двадцати пяти километров со скоростью до 1250 км/ч. Позднее система несколько раз модернизировалась, значительно увеличив эти показатели. Например, в 1977 году комплекс уже мог поразить цели на скорости 4500 км/ч, летящие на высоте даже пятьсот метров.

Однако еще в 50-х, в самом начале создания системы С-25, военные признавали, что тактика массовых бомбардировок с участием целой армады самолетов, широко применяемая в годы Второй Мировой войны, с появлением ядерного оружия быстро осталась в прошлом. Теперь стоило опасаться не сотни бомбардировщиков, а двух или трех, летящих на низкой высоте, а также крылатых ракет. Комплекс С-25 не позволял эффективно поражать такие цели, был не мобилен, а также имел очень высокую стоимость, что не позволяло развернуть его вокруг других городов, помимо Москвы. Постепенно задумались о его замене на мобильную и более дешевую систему, которой и стали передвижные зенитно-ракетные комплексы С-75.

Однако прогресс не стоял на месте. В НПО «Алмаз» инженеры постоянно работали над улучшением существующих систем, а поэтому появилось еще несколько: С-120, С-200, С-300 и С-400. Все они стоят на вооружении до сих пор.

К концу 80-х годов прошлого века система С-25 окончательно устарела, а к началу 90-х снята с вооружения. Ракетные части были расформированы, оборудование вывезено. Где-то расположились новые передвижные комплексы С-300, но большинство частей были в буквальном смысле заброшены. Та же судьба постигла и многие военные городки, расположенные неподалеку от расформированных частей. Многие из них за последующие тридцать лет превратились в трущобы и руины, но некоторым повезло больше. Клин-9 - как раз один из таких «везунчиков», но со мной, возможно, согласятся не все.

Чтобы посмотреть руины бункера центрального радиолокатора наведения - необходимо отправиться в городской лесопарк. Вход в него находится сразу за автобусной остановкой неподалеку от вышеупомянутого монумента. В окрестных лесах после военных частей остались не только всевозможные здания, бункеры и прочая инфраструктура, но и хорошие дороги. Поначалу они стали быстро зарастать, но местные жители вовремя сориентировались и сделали из них парк. Для этого нужно было закрыть въезд частного автотранспорта в лес, что и было сделано с помощью нескольких бетонных блоков. Все дороги затем расчистили, установили скамейки, информационные таблички и получилось очень хорошо. Пожалуй, это один из самых чистых подмосковных лесопарков, где нам доводилось бывать. Даже на берегах лесного озера, куда явно каждые выходные приезжают отдыхающие, очень чисто и культурно. Чувствуется, что местным жителям небезразлична судьба этих мест.

Есть в парке и свои особенные достопримечательности, какими мало кто может похвастаться. Огромный бункер центрального радиолокатора наведения расположен в дальнем конце леса, но к нему ведет хорошая дорога, прогуляться по которой - одно удовольствие. Это тот редкий случай, когда на заброшенный военный объект можно попасть практически официально, не перелезая через заборы и не убегая от охраны. Таких бункеров в Подмосковье несколько, еще об одном мы уже писали. Конструкция у них одинаковая, сохранность тоже, но бункер около Клин-9, пожалуй, наиболее легкодоступен.

Еще одной нестандартной достопримечательностью неподалеку от городка является открытое военное стрельбище. Посреди леса достаточно большая прямоугольная поляна окружена земляным бруствером, а судя по простреленным сковородкам - кто-то тренируется на ней до сих пор.

К северу от городка, ближе к самому Клину, можно обнаружить и бывшие стартовые позиции системы С-25, но сейчас там тоже мало что осталось.

Координаты заброшенного бункера радиолокатора наведения близ городка Клин-9: 56°18'54"N 36°49'46"E