Военный городок Клин-9
![Филип Терец \ Подмосковье Сегодня](https://api.360.ru/get_resized/crejkxU9qIvgDIEoQj8Y2pPBUzc=/1920x1080/filters:rs(fill-down):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvYTEvZWUvMTY2MDcyNzkyNTY1OTcwODU5MzcwLmpwZw.webp)
Фото: [Филип Терец \ Подмосковье Сегодня]
На юго-восточной окраине Клина, посреди живописного леса, с 50-х годов прошлого века расположен военный городок Клин-9. Раньше здесь были военные части 12517 (полк связи ПВО) и 07145, в городе жили служащие, но сейчас обе части уже давно расформированы. Город при этом остался на месте, а в окрестных лесах до сих пор можно найти много заброшенных военных объектов ушедшей эпохи.
С точки зрения постороннего человека, не живущего в этих местах, городок Клин-9 производит приятное впечатление. Аккуратные и отремонтированные дома в 4-5 этажей, уютные дворы, но самое главное - настоящий лес вокруг и тишина, какую никогда не услышать жителям большого города. Клин пока еще не добрался до этих мест, и городок по-прежнему стоит обособленно.
На въезде сразу бросается в глаза монумент в виде ракеты, установленный в честь 30-летия Великой Победы. В сети можно отыскать фотографию 70-х годов, на которой солдаты как раз сооружают бетонное основание для этого памятника. Раньше рядом с ним был контрольно-пропускной пункт, но сейчас дорога полностью открыта для всех желающих.
![](https://api.360.ru/get_resized/MsL9_Ef16lhb3uOSqsJuMXYY_SM=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvYTYvZDkvNDAxMDk4NDE2NjA3Mjc4MTkuanBn.webp)
Военные части, сформировавшие городок Клин-9, изначально были частью единой системы противовоздушной обороны столицы С-25 «Беркут», созданной после окончания Великой Отечественной войны. Мы уже не раз писали о заброшенных объектах системы С-25, но это и неудивительно, ведь в Подмосковье их очень много!
Стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут» была принята на вооружение в 1955 году и стала первой в истории СССР ракетной системой ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети. Вокруг столицы двумя кольцами расположились пятьдесят шесть ракетных баз и двадцать две радиолокационные станции дальнего обнаружения. Проект был сложный, в своем роде даже революционный, а по степени важности его поставили в один ряд с советской ядерной программой.
![](https://api.360.ru/get_resized/57f7mw2RFrQIQ3o7JNAYB1YnTbY=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvN2UvNjMvOTAxOTg2MDE2NjA3Mjc4MjYuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/cBnOSxlmbI1Wx91-xGzNdhBY8kY=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvMmIvMTcvNjk2NjAyNzE2NjA3Mjc4MzAuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/kASmXV_k62Sy6rO4MhWwPZdDKS4=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvMzYvOTkvMzI5NTg4NjE2NjA3Mjc4MzQuanBn.webp)
С момента принятия решения о создании системы С-25 до начала ее развертывания в Подмосковье в 1953 году прошло четыре года, а к 1958 году строительство было полностью завершено. Двадцать два комплекса расположились на внутреннем малом кольце, а тридцать четыре на внешнем - большом. Все комплексы были соединены двумя специальными секретными дорогами - малой и большой бетонками. Сейчас эти трассы знакомы каждому водителю, но до 1991 года их даже не наносили на карту.
Система С-25 была совершенна для своего времени - уже первая ее модификация 1955 года позволяла поражать двадцать воздушных целей одновременно, двигающихся на высотах от трех до двадцати пяти километров со скоростью до 1250 км/ч. Позднее система несколько раз модернизировалась, значительно увеличив эти показатели. Например, в 1977 году комплекс уже мог поразить цели на скорости 4500 км/ч, летящие на высоте даже пятьсот метров.
![](https://api.360.ru/get_resized/8fSBTw8M5I2uKmBFIqEYV6APm_c=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvODIvYzkvOTQwMDg5NDE2NjA3Mjc4NDEuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/BC2vu4UmP1T7Chsok0mY_UkTj8g=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvZjQvNzAvOTg3ODE5MjE2NjA3Mjc4NDQuanBn.webp)
Однако еще в 50-х, в самом начале создания системы С-25, военные признавали, что тактика массовых бомбардировок с участием целой армады самолетов, широко применяемая в годы Второй Мировой войны, с появлением ядерного оружия быстро осталась в прошлом. Теперь стоило опасаться не сотни бомбардировщиков, а двух или трех, летящих на низкой высоте, а также крылатых ракет. Комплекс С-25 не позволял эффективно поражать такие цели, был не мобилен, а также имел очень высокую стоимость, что не позволяло развернуть его вокруг других городов, помимо Москвы. Постепенно задумались о его замене на мобильную и более дешевую систему, которой и стали передвижные зенитно-ракетные комплексы С-75.
![](https://api.360.ru/get_resized/pjtuf_7bcPx8hp7l3kJ4sgNT-LE=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvMDgvNDkvMzc2NDgwNjE2NjA3Mjc4NDkuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/yO_1hGAKrIRrGwxPhgOyHueRuzA=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvNjMvNTIvNjQ2Njg2ODE2NjA3Mjc4NTQuanBn.webp)
Однако прогресс не стоял на месте. В НПО «Алмаз» инженеры постоянно работали над улучшением существующих систем, а поэтому появилось еще несколько: С-120, С-200, С-300 и С-400. Все они стоят на вооружении до сих пор.
К концу 80-х годов прошлого века система С-25 окончательно устарела, а к началу 90-х снята с вооружения. Ракетные части были расформированы, оборудование вывезено. Где-то расположились новые передвижные комплексы С-300, но большинство частей были в буквальном смысле заброшены. Та же судьба постигла и многие военные городки, расположенные неподалеку от расформированных частей. Многие из них за последующие тридцать лет превратились в трущобы и руины, но некоторым повезло больше. Клин-9 - как раз один из таких «везунчиков», но со мной, возможно, согласятся не все.
![](https://api.360.ru/get_resized/ZQcRJebVWmACEyzR4As8kNG3IxU=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvYjQvZTMvNDk3OTk5NzE2NjA3Mjc4NjQuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/kZfFydk5F35WH906dHCTd3VWJ5k=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvOTYvNjkvNDkyNDM2OTE2NjA3Mjc4NjguanBn.webp)
Чтобы посмотреть руины бункера центрального радиолокатора наведения - необходимо отправиться в городской лесопарк. Вход в него находится сразу за автобусной остановкой неподалеку от вышеупомянутого монумента. В окрестных лесах после военных частей остались не только всевозможные здания, бункеры и прочая инфраструктура, но и хорошие дороги. Поначалу они стали быстро зарастать, но местные жители вовремя сориентировались и сделали из них парк. Для этого нужно было закрыть въезд частного автотранспорта в лес, что и было сделано с помощью нескольких бетонных блоков. Все дороги затем расчистили, установили скамейки, информационные таблички и получилось очень хорошо. Пожалуй, это один из самых чистых подмосковных лесопарков, где нам доводилось бывать. Даже на берегах лесного озера, куда явно каждые выходные приезжают отдыхающие, очень чисто и культурно. Чувствуется, что местным жителям небезразлична судьба этих мест.
![](https://api.360.ru/get_resized/7z7jguLF14h6OovRW5i3aQ9COvE=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvNGIvMTAvNzY1MTc3MjE2NjA3Mjc4NzMuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/ITjiHYPK_m4PMGAEnNwQDWTRyVk=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvMmUvMDQvODMwNTg3NDE2NjA3Mjc4ODEuanBn.webp)
![](https://api.360.ru/get_resized/3GuBKdSv3weIRD8RZ2LHBM0spWQ=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDIyLzgvOGUvMmMvMjYxNTcwMTY2MDcyNzg4NS5qcGc.webp)
Есть в парке и свои особенные достопримечательности, какими мало кто может похвастаться. Огромный бункер центрального радиолокатора наведения расположен в дальнем конце леса, но к нему ведет хорошая дорога, прогуляться по которой - одно удовольствие. Это тот редкий случай, когда на заброшенный военный объект можно попасть практически официально, не перелезая через заборы и не убегая от охраны. Таких бункеров в Подмосковье несколько, еще об одном мы уже писали. Конструкция у них одинаковая, сохранность тоже, но бункер около Клин-9, пожалуй, наиболее легкодоступен.
Еще одной нестандартной достопримечательностью неподалеку от городка является открытое военное стрельбище. Посреди леса достаточно большая прямоугольная поляна окружена земляным бруствером, а судя по простреленным сковородкам - кто-то тренируется на ней до сих пор.
К северу от городка, ближе к самому Клину, можно обнаружить и бывшие стартовые позиции системы С-25, но сейчас там тоже мало что осталось.
Координаты заброшенного бункера радиолокатора наведения близ городка Клин-9: 56°18'54"N 36°49'46"E