«Ярославская свеча» в Подмосковье: Троицкая церковь села Захарово
Церковь Живоначальной Троицы в селе Захарово городского округа Клин находится на севере Подмосковья, у самой границы с Тверской областью. Архитектура церкви очень разнообразна. Основная часть храма была создана в стиле ампир, трапезную выполнили с использованием средневековых романских мотивов, а колокольня-свеча – единственная подобного рода в городском округе Клин – была возведена в псевдорусском стиле. Захарово исторически относилось к владениям одной из ветвей дворянского рода Беклемишевых. К этому роду принадлежала мать князя Пожарского, и, по одной из версий, Дмитрий Михайлович появился на свет именно в подмосковном владении деда и матери примерно в 20 км к югу от Захарово.
НЕОБЫЧНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ В РУССКОМ СТИЛЕ
Разнообразие архитектурных форм Троицкой церкви в Захарово объясняется тем, что основной объем и трапезную часть с колокольней строили в разные годы, причем участвовали в проектировке два архитектора – Владислав Осипович Грудзина и Николай Васильевич Никитин. К слову, Грудзина, католик по вероисповеданию и выходец из среды польско-литовской знати, участвовал в строительстве многих православных церквей в разных уголках Подмосковья. На этапе возведения трапезной храма в Захарово у двух зодчих прослеживались разные подходы к строительству: Грудзина, как инженер Московской палаты государственных имуществ, стремился удешевить стройку, а Никитин, как художник, хотел строить максимально изящно и красиво.
Основная часть храма была воздвигнута в 1816–1829 годы, она представляет собой типичный образец стиля ампир, а трапезная и колокольня строились в конце 1850-х годов. Наиболее интересна колокольня, которую спроектировал Н.В. Никитин – один из вдохновителей зарождавшегося в середине XIX века псевдорусского стиля.
Никитин был автором знаменитой «Погодинской избы», которую создал примерно в те же годы, что и колокольню захаровской церкви. В 1856 году промышленник и меценат Василий Кокорев на свои деньги заказал для известного журналиста и историка консервативных взглядов Михаила Петровича Погодина избу-терем в качестве флигеля его московской усадьбы на Девичьем поле в Москве. Деревянный сруб в русском стиле, украшенный ажурной резьбой, наличниками и полотенцами, должен был символизировать увлечение Погодина историей Древней Руси. Изба, кроме того, должна была стать хранилищем большой коллекции древностей. «Погодинская изба» стала одним из знаковых строений в русской архитектуре XIX века. После нее с конца 1850-х годов возникла мода на стиль, ориентировавшийся на национальную культуру и древние образцы ярославского, владимирского, новгородского зодчества.
Прототипом подмосковной колокольни в Захарово как раз и стал один из таких образцов – звонница из ансамбля церквей Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери в Ярославле (XVII век). Почти 40-метровая столпообразная колокольня с шатровым завершением получила название «Ярославская свеча». Особенность башни в том, что почти по всей высоте она не имеет ни окон, ни каких-либо украшений, а шатер наверху, наоборот, богато декорирован арками и окошками с каменными наличниками. Колокольня в Захарово, в отличие от ярославского прототипа, соединена с трапезной храма и не столь высока, но принцип ее декора Н.В. Никитин использовал тот же.
ЗЕМЛИ БЕКЛЕМИШЕВЫХ И МЕСТО РОЖДЕНИЯ КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО
Первые упоминания о селе Захарово и его церкви приведены в книге краеведа Дмитрия Рубцова «Клинский уезд по документам XV–XVIII веков» (2009). Эта книга задумывалась как дополнение к известному дореволюционному изданию братьев Холмогоровых по исследованию истории приходов Московской епархии. Земли, где расположено село Захарово, в XVI столетии относились к Донховской волости, а их владельцами были Андрей и Домна Семеновы. Наследник этой четы боярский сын Максим Кривцовский в 1626 году передал Захаровское озеро (сейчас Удельное) и несколько пустошей в округе, включая пустое село Владыкино, в Троице-Сергиев монастырь.
Первая деревянная Троицкая церковь в Захарово была построена в 1717 году (эта дата указана в клировой ведомости первой половины XIX века). В документах второй половины XVII – середины XVIII века встречаются упоминания двух соседних деревень Владыкино и Захарово Клинского уезда в качестве владений Троице-Сергиевой обители. После секуляризации церковных земель Екатериной II в 1764 году Захарово и Владыкино отошли Коллегии экономии (то есть государству), прямая связь с монастырем преподобного Сергия была утрачена, но духовная связь осталась. Церковь в Захарово, как и обитель Радонежского чудотворца, неслучайно была посвящена Живоначальной Троице. В народе долго жило предание, что храм здесь впервые основал один из насельников Троицкого монастыря.
В документе 1646 года в списке владений Троице-Сергиевой обители в Клинском уезде мы встречаем сразу после Захарово село Берсенево, «что было за Дмитрием Михайловичем Пожарским…» По-видимому, Андрей Семенов, первый владелец земель вокруг Захарово, – дальний родственник знаменитого воеводы князя Пожарского. Семенов был братом Данилы Ивановича Беклемишева, а значит, принадлежал к тому же роду, что и мать Дмитрия Михайловича Пожарского – Мария Федоровна (урожденная Беклемишева). Представители фамилии Беклемишевых владели многими селами, деревнями и пустошами на юго-западе и востоке Клинского уезда.
Прадедом князя Пожарского по линии матери был Иван Никитич Беклемишев Берсень (крыжовник), получивший такое прозвище за колючий нрав и острый язык. Характер погубил Беклемишева – он был казнен за дерзкие слова в адрес великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Родовое село матери Пожарского и было названо по прозвищу деда. Берсенево располагалось южнее Захарово, ближе к Клину, но этого населенного пункта давно нет на картах. По расчетам краеведа Дмитрия Рубцова, Берсенево стояло неподалеку от современного села Кленково. Более того, исследователь предполагает, что это и есть наиболее вероятное место рождения самого князя Пожарского.
Как и Захарово, Берсенево до 1764 года числилось среди владений Троице-Сергиевой обители. С.К. Смирнов в книге «Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского» 1852 года кратко упоминал печальную причину, по которой Пожарский передал родное клинское село Троицкому монастырю: «От первой супруги Прасковьи Варфоломеевны он имел троих сыновей: Петра, Федора и Ивана… Князь Федор Дмитриевич скончался еще в 1632 году 27 декабря, и отец дал по нем вкладу в Троицко-Сергиев монастырь – село Берсенево с деревнями».
Мать «спасителя отечества» – так называл Марию Пожарскую (Беклемишеву) автор статьи в Русском биографическом словаре – была верховной боярыней при царице Марии Григорьевне Годуновой. Она умерла в 1607 году уже монахиней Евдокией, приняв постриг после падения Годуновых. Погребена инокиня в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля, где упокоился позже и ее сын Дмитрий Михайлович Пожарский.
ЗАХАРОВСКИЙ ХРАМ В ХХ ВЕКЕ
В 1930 году богослужения в Троицкой церкви села Захарово прекратились, начались репрессии против духовенства и активных прихожан. В 1934 году местная власть планировала переоборудовать здание церкви под сельскую школу, но из-за бюрократических проволочек процесс оттянулся на несколько лет. В январе 1941 года Мособлисполком наконец принял решение разместить в пустующей церкви школу, но осуществить решение помешала война. В ноябре 1941 года Захарово было оккупировано фашистами, причем немцы вошли в село 21-го числа – в один из трех престольных праздников закрытого Троицкого храма (Собор Архангела Михаила).
После войны церковь стали использовать под склад химических удобрений, а в 1970–1980-е годы здание пришло в аварийное состояние. Было полностью уничтожено внутреннее убранство, разобрали церковную ограду, обрушилась крыша трапезной части, уничтожили и застроили домами приходское кладбище…
С 1994 года в Захарово была образована община верующих, но восстановление храма растянулось на многие годы. Активная фаза восстановительных работ началась с 2016 года и завершилась 19 октября 2019 года великим освящением обновленного Троицкого храма в Захарово.