Опасные шашечки: как решают проблему безопасности в такси в Подмосковье

Безопасность
Сергей Фадеичев/ТАСС

Фото: [Сергей Фадеичев/ТАСС ]

«А посильнее дверью хлопнуть нельзя?» – классическая фраза таксистов. После нее понятно, что приятной поездки ждать не стоит. Грубость, непрофессионализм со стороны водителей такси, к сожалению, не редкость, как и нарушение Правил дорожного движения. Но и таксистом работать небезопасно – клиенты попадаются всякие: нетрезвые, агрессивные. Чтобы инцидентов было как можно меньше, в Подмосковье пытаются упорядочить работу такси. Что для этого делается и как избежать неприятных ситуаций – в материале корреспондента «Подмосковье сегодня».

СЕРВИС «ДЛЯ ОСОБО ОДАРЕННЫХ»

Несколько дней назад водитель такси сделал мне выговор за то, что я не могла найти его машину. А потом добавил: «Радует, что хотя бы одна девушка за руль не садится». И довольный своим умозаключением, включил шансон на полную громкость. Но это еще ничего.

Кристина Смирнова из Дубны надеялась, что ее 16-летняя дочь спокойно доберется до дома от вокзала. Доехать-то она доехала, но водитель потребовал с нее чуть ли не двойную плату.

– Цену он обозначил по приезде, ребенок растерялся – оплатил! Все мои звонки в службы результата не дали. Дело не в лишних 70 рублях, дело в совести, – сетует Кристина.

Неприятная история с такси произошла и у Виктории Беловой из Истры.

– Я ехала в такси «Кучер», – рассказывает Виктория. – Таксист опоздал на 10 минут, очень подвел. И всю дорогу хамил, дошел до фраз «для особо одаренных» и тому подобное. Дозвониться диспетчеру было нереально, отвечает робот. Какие меры принять к ним? Только не ездить в этом такси.

Бывают и серьезные инциденты. В начале августа в Чехове таксист с ножом напал на пассажира и скрылся. По этому факту ведется проверка.

Впрочем, и сами водители не защищены от агрессии. В Ногинске менее года назад пассажиры напали на таксиста, избили его и угнали машину.

КЛИЕНТ ПРАВ

Как отмечает исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская, многие конфликты происходят из-за незнания водителями и пассажирами своих прав и обязанностей.

– Повлиять на водителей могут руководители компаний такси. Методы могут быть разными: от обучения до воспитания водителей в духе «клиент всегда прав», – поясняет Наталия Лозинская. – Компании такси принимают меры. Но проблема в том, что пассажиры жалуются в компанию не всегда.

С экспертом согласны владельцы сервисов такси.

– В конфликтах мы стараемся держать сторону клиента, с водителями проводим беседы, – рассказывает директор сервиса такси в Луховицах Владимир Дерзанов. – Нам важна и безопасность наших сотрудников. Так как сервис работает через мобильное приложение, все водители и их программы оснащены кнопкой экстренной помощи. Мы всегда можем определить местонахождение любого нашего автомобиля.

ПРОТИВ НЕЛЕГАЛОВ

Если вы сели в машину к «частнику», придется рассчитывать только на себя. Нелегальные такси не редкость в регионе. Городские округа Красногорск, Балашиха, Люберцы и Одинцовский район лидируют по нарушениям, сообщили в региональном Минтрансе.

В этом году в регионе возбуждено более 7000 административных дел в отношении физических, юридических и должностных лиц. Приостановлено около 5000 разрешений, более 1600 аннулировано по решению суда.

Прогресс в наведении порядка есть. Теперь жители Подмосковья могут без труда отличить легальное такси от бомбил. По новым правилам, которые действуют с февраля прошлого года, все такси в регионе должны быть белого цвета с желтой и серой светоотражающей полосой по бокам.

– Соблюдение таксомоторными компаниями правил организации перевозок и правил дорожного движения, а также наличие всей необходимой атрибутики – это залог безопасности пассажиров, – говорит министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Игорь Тресков. – Контроль за деятельностью областных таксомоторных перевозчиков осуществляется ежедневно, проводятся рейдовые проверки. На территории Московской области работает почти 130 тыс. такси, из них свыше 70% приведено к единому стандарту, действующему на территории региона. С февраля 2022 года все областные такси перейдут на единую белую цветовую гамму.

БЕЛЫЕ ПЯТНА ЗАКОНА

– Нововведение навело порядок в секторе такси. Однако этого недостаточно, – считает председатель Комитета Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Олег Григорьев. – Зачастую при проверке выясняется, что машина оформлена правильно, разрешение на работу есть, но у водителя отсутствует путевой лист и отметка о медосмотре.

Сложнее, по словам депутата, регулировать ситуацию в отношении агрегаторов услуг такси.

– Существует проблема с агрегаторами такси «Яндекс», Uber, – поясняет Олег Григорьев. – Ее можно решить только на уровне Госдумы. Агрегаторы такси не отвечают ни перед пассажирами, ни перед водителями. Любой водитель может получить доступ к заказам и работать без лицензии.

На федеральном уровне рассматривается законопроект о регулировании сферы такси.

– Должны быть максимально простые схемы легальной работы, – комментирует Наталия Лозинская. – Основная масса таксистов в стране – водители на своем автомобиле, это микропредприятие без наемных работников. Но сейчас на них распространяются требования как на крупные предприятия. Принятие закона о самозанятых гражданах вкупе с законом о такси позволит легализовать миллионы таксистов.