Малая авиация поможет развитию сельского хозяйства области

Сельское хозяйство
ОАО «Гиропланы RU - ПАТ»

Фото: [ОАО «Гиропланы RU - ПАТ»]

Московская область становится все более привлекательной для инвестиций, и сегодня средства привлекаются практически во все отрасли экономики региона. Широкое применение летательных аппаратов малой и сверхлегкой авиации, особенно произведенных в Подмосковье, может, в частности, значительно помочь сельскохозяйственному комплексу области.

Подмосковью еще предстоит вернуть свои прежние позиции в сельском хозяйстве. В последнее время особую окраску этой задаче, поставленной губернатором региона Андреем Воробьевым, придают введение санкций против нашей страны и ответные меры, принятые правительством России. Надеяться теперь можно только на собственные силы, и процедуры импортозамещения требуют, в том числе, развитого сельхозпроизводства. Один из ключей к сегодняшнему развитию хозяйства на земле находится в небе.

Летательные аппараты трудятся в 10 - 12 раз производительнее наземной сельхозтехники. Один самолет может обработать 500 - 1000 гектаров в день. Нужны новые проекты, и они могут быть разработаны именно в Подмосковье, ведь здесь расположен один из мировых центров авиастроения, наукоград Жуковский, и сконцентрированы подготовленные конструкторские и инженерные кадры. Конечно, последнего своего слова даже после шести десятков лет с момента начала эксплуатации еще не сказал воздушный трудяга Ан-2. Продукт его глубокой ремоторизации, ТВС-2МС, реализованный в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина, собираются производить и в Московской области – в Балашихинском районе.

Однако на обновленном «кукурузнике» по-прежнему стоит двигатель и ряд других узлов иностранного производства… Существует возможность, в соответствии с импортозамещающими веяниями времени, создать полностью отечественный аппарат, без применения иностранных комплектующих. При этом он будет сконструирован специально для нужд народного хозяйства и позволит подмосковному авиапрому не только «застолбить» свою нишу в отрасли, но и создать новые рабочие места в случае запуска серийного производства аппарата. И этот аппарат будет дешевле, маневренней и удобней обычного самолета или вертолета. Имя ему – гироплан.

______________________________________________________________________________________

В 1972 году гироплан сельхозназначения разрабатывался в ОКБ Николая Камова как альтернативный вариант летательного аппарата, способного заменить вертолеты Ми-2, Ка-26 и самолет Ан-2

______________________________________________________________________________________

Он позволял (по расчетам) снизить себестоимость авиационно-химических работ по сравнению с себестоимостью этих работ на самолете Ан-2 более чем на 30%. К тому же гироплан выгодно отличается от самолета малой (от 2,5 м) высотой опыления, за счет чего на аппарат минимальное влияние оказывает боковой ветер, плюс повышается эффективность за счет экономии химикатов. Однако приоритетное значение для бюро тогда имели военные проекты, и программа разработки гироплана для сельского хозяйства была свернута. Наработки отечественных авиаконструкторов не пропали даром. Дело своей молодости продолжает сейчас в ООО «ГиРос», на площадке «Авиацентра Воскресенск», Валентин Устинов, ветеран отечественной экспериментальной авиации и конструктор российских гиропланов.

– В настоящее время мы сконцентрировались исключительно на выполнении программы создания гироплана для применения в народном хозяйстве на авиахимических сельскохозяйственных работах, как на самой важной задаче развития малой авиации в Подмосковье. Начиная с 2003 года ООО «ГиРос» занимается созданием легких многоцелевых гироппланов для этих целей. В 2005 году был создан экспериментальный гироплан «Адель» для применения в сельском хозяйстве, и в этом же году были начаты летные испытания на аэродромной площадке в Воскресенске и на взлетной полосе ЛИИ им. Громова в Жуковском, -рассказывает конструктор. - В стадии летных испытаний находится гироплан ГиРос-1 «Фермер», созданный на базе опыта испытаний модели «Адель» и научно-конструкторских изысканий, проводимых ООО «ГиРос».

Его первый полет состоялся 2 мая 2011 года, сейчас доработки этой модели и летные испытания продолжаются на базе ООО «Агро Авиа Воскресенск», являющейся соучредителем ООО «ГиРос». Основное назначение этого летательного аппарата - проведение сельскохозяйственных работ. Одновременно закончены основные проектные работы и производится цикл наземных испытаний с соответствующими доработками силовой установки аппарата ГиРос-2 «Егерь» для нужд МЧС РФ и других ведомств, заинтересованных в проведении мониторинга территорий. Его наземные испытания проводятся с мая 2012 года. Начаты работы по проектированию пятиместного многофункционального грузопассажирского гироплана ГиРос-3, а также сельскохозяйственного аппарата ГиРос-4 грузоподъемностью до 500 кг. Стоимость программы создания сельскохозяйственного гироплана ГиРос-4 может составить 400 миллионов рублей. При этом стоимость одного серийного такого автожира не будет превышать 6 миллионов рублей.

Основная трудность этой работы - создание отечественной несущей системы (лопасти винта из композитных материалов). Дело в том, что пока не определена модель российского двигателя для современных отечественных гиропланов. В дальнейшем планируется оснастить аппараты перспективным двигателем ВД-14 (модификация двигателя М-14, однорядный 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения, используемый, в частности, на самолетах Як-18Т, Як-50, Як-52, форсированный – на Су-31). ООО «Гиропланы RU – Передовые Авиационные Технологии» достигнуто соглашение с воронежским ОКБМ о совместной доработке силовой установки для гиропланов. Предполагается, что этот двигатель будет установлен на проектируемом сейчас сельскохозяйственном гироплане «Лакусто» («Кузнечик») с грузоподъемностью до 400 кг.

______________________________________________________________________________________

В осуществлении программы, начиная с 2003 года, приняли участие более 350 специалистов из подмосковных городов Жуковский, Воскресенск, Фрязино и других. Порядка 80% из них – молодые инженеры в возрасте до 40 лет

______________________________________________________________________________________

По отдельным направлениям были задействованы сотрудники ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ЛИИ им. М.М. Громова, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, МВЗ им. М.Л. Миля и других. Однако из-за отсутствия необходимых финансовых средств сложились условия, при которых работы по программе могут быть приостановлены, что может привести к потере авиационных специалистов и приоритетности ведения работ по сравнению с зарубежными аналогами, отмечает Валентин Устинов.

– Главное достояние отечественной авиапромышленности – это люди, - считает конструктор. – Мы ни при каких обстоятельствах не имеем права их потерять. Именно подмосковные специалисты сейчас работают над инновационными разработками, которые в дальнейшем принесут большую пользу российской экономике. Но без государственной поддержки разработкам и их авторам не выжить. Губернатор Московской области Андрей Воробьев, обративший внимание на проекты малой авиации, призвал объединиться, чтобы сделать Подмосковье родиной малой авиации.

Между тем стоимость НИОКР для создания сельскохозяйственного автожира «Лакусто» может составить с учетом модернизации двигателя М-14ПФ в воронежском ОКБМ и подготовки всех сертификационных материалов всего порядка 500 миллионов рублей, включая изготовление трех опытных образцов, их испытаний и подготовку к серийному производству. К слову, у проекта есть и экспортный потенциал.

Мощности для производства сейчас создаются ОАО «Гиропланы RU - ПАТ» на базе закрытого и разрушенного в 90-е Воскресенского молокозавода (площадь территории 2 га), находящегося в настоящее время в собственности этого предприятия. Восстановительные работы пока ведутся за счет личных средств молодых энтузиастов, видящих свое будущее в авиационной отрасли. Кроме КНР, сельскохозяйственные варианты гиропланов заинтересовали Нигерию, как самый оптимальный вариант для обработки сельхозугодий и борьбы с насущной проблемой африканской страны – малярийным комаром.

______________________________________________________________________________________

Позиция китайских партнеров основывается на получении максимального количества акций предприятия

______________________________________________________________________________________

Но необходимо отметить, что цели воссоздания силами ОАО «Гиропланы RU - ПАТ» производственного предприятия полностью соответствуют позиции руководства России на развитие производства, поэтому целесообразно сохранить приоритетные позиции подмосковных конструкторов в сотрудничестве с китайской стороной. Для этого, опять же, необходима поддержка со стороны областного правительства.

– Конечно, разработка и создание гиропланов для нужд сельского хозяйства совершенно не исключает применение самолетов или вертолетов как в этой отрасли, так и для реализации иных народнохозяйственных планов, – говорит Валентин Устинов. – Подмосковью нужна комплексная программа развития малой авиации, предусматривающая использование всех видов летательных аппаратов, в частности гиропланов.

Объем рынка гиропланов коммерческого, государственного и специального назначения определяется областями применения, в которых они являются наиболее экономически выгодными и с точки зрения эксплуатации обладают рядом преимуществ.

Гироплан можно использовать в качестве авиации специального назначения, среди прочего - для контроля состояния лесных массивов и мониторинга окружающей среды. Начиная с 2011 года пять месяцев в году каждую неделю пилоты гиропланов «Авиацентра Воскресенск» летали на разведку лесных пожаров. В марте этого года к гиропланеристам обратилась ветеринарная служба Московской области с просьбой оказать содействие в осуществлении сброса вакцины от бешенства в труднодоступные места лесных массивов Воскресенского района. Эксперимент был признан успешным. Готовится проект взаимодействия между авиацентром и ветеринарной службой региона. Не стоит забывать и о возможности использования гиропланов для доставки врачей в отдаленные районы области и проведении поисково-спасательных работ.

Гиропланы применимы в качестве местного воздушного транспорта и авиатакси. В этой области они идеально подходят для полетов по условно регулярным направлениям с отправкой по факту востребованности, а также на любых воздушных маршрутах, которые, в отличие от существующих аэротакси, не имеют жестко привязанной географии точек взлета и посадки.

И, наконец, гироплан может рассматриваться как личный транспорт бизнес-класса. По оценке Росавиацентра, из числа пассажиров бизнес-класса российских авиакомпаний как минимум каждый десятый может иметь гироплан, и планируемое количество частных аппаратов должно составить порядка 20 тысяч единиц, в том числе для Московской области – 2600 единиц, а потребная вместимость при этом составит 2 места для 70% парка. В общем, дело только за собственным производством.

Поделиться