Маленький гигант промышленного плодородия
Фото: [Наше Подмосковье. Неделя © Денис Трудников]
Корреспондент «НП» на день погрузился в тонкости редкого ремесла – оператора-осеменителя вместе с победителем областного конкурса «Лучший по профессии» .
У него и фамилия подходящая – Коновалов. Коновалами на Руси называли лекарей, занимающихся домашней скотиной. Виктор Николаевич – врач лишь отчасти, скорее, своего рода гинеколог. Главная его обязанность – сделать (буквально) из телки маму. Мясо и молоко в ваших холодильниках – во многом заслуга таких, как он. Подумайте об этом, вспомните о сегодняшних продуктовых войнах и не спешите переворачивать страницу. Оператор по воспроизводству. Эта для многих неприглядная профессия заслуживает свою порцию внимания.
Виктору Коновалову – 27 лет. Стажа – почти полжизни. На прошедшем на днях конкурсе «Лучший по профессии» Коновалов – самый молодой призер. Коллеги отзываются о нем не иначе как о трудоголике. Но об этом скажем отдельно (см. досье «НП»), а пока вообразите перед собой коровник ранним утром.
- Рабочий день у меня начинается с восьми часов, – рассказывает Коновалов. – Первым делом – обход поголовья. Как выглядят, как чувствуют себя. Во время осмотра выявляю коров в охоте (так называют готовность коровы к случке. – Прим. «НП».). Обход делается четыре раза в день. Если корову в охоте выявляем утром или в обед, осеменяем ее вечером, если выявили вечером – осеменяем утром.
Во время обходов проверяется еще и состояние здоровья животных. Главное внимание – органам, ответственным за плодородие: матка, яичники, влагалище. Диагноз устанавливается ректоцервикальным способом. То есть органы прощупываются рукой через прямую кишку. Не знаю, трудно ли вам это представить, но реагируют животные на такой «осмотр» довольно спокойно. Собранные сведения заносятся в журнал. Исходя из осмотра принимается решение – осеменять или нет.
Кабинет техника искусственного осеменения состоит из двух частей: «парадной», с письменным столом и стульями, и «лаборатории», с микроскопом, пинцетом и прочей медицинской утварью.
Ближе к перегородке со стороны лаборатории располагается сосуд Дьюара. В нем хранится законсервированное в азоте семя быков. Как ярлыки чайных пакетиков из стакана, из сосуда торчат бирки с именами парнокопытных.
- За каждым закреплены свои коровы, – Виктор достает из азота длинную узкую колбу с кличкой Браулер на бирке. – Мы обязательно ведем родословную, следим за линиями и ветками, чтобы не допустить кровосмешения между родственниками.
Виктор берет в руки проспиртованную ватку. Тщательно протирает руки, микроскоп и поверхность рабочего стола. Ставит термометр в нагревательный столик. Температура тела у коровы – 38 - 40 градусов. Такими же теплыми должны быть инструменты и семя быка.
Капелька спермы разбавляется также подогретым цитратом натрия и кладется под микроскоп. В каждой дозе семени должно находиться около 15 млн сперматозоидов. Опытный осеменитель может определить эту концентрацию на глаз, но прежде ее надо разбавить, иначе из-за сумасшедшей плотности «головастиков» просто не различить.
Необходимую температуру сперматозоиды сохраняют 15 минут. Виктор надевает на левую руку перчатку по плечо и с порцией семени направляется в сторону стада…
Область вокруг хвоста тщательно промывается и обрабатывается фурацилином. Левая рука Коновалова проникает в прямую кишку. Корова по кличке Казна шумно ухнула, но устояла спокойно. Через кишку Коновалов пальцами фиксирует шейку матки. Под углом 20 - 30 градусов вводит во влагалище соломинку с семенем, пальцами левой руки помогает изнутри концу стеклянного горла соприкоснуться с шейкой матки. После недолгой задумчивой возни давит поршень. Вынимает, наконец, пустую соломинку.
- В течение 24 - 36 часов сперматозоиды находятся в матке, затем попадают в яйцевод, – выбрасывая перепачканную до локтя перчатку, объясняет Коновалов. – Плод формируется в яйцеклетке и на 6 – 7-й день перемещается в матку. У Казны небольшое искривление шейки матки после отела, поэтому пришлось с ней немного помучиться, поуговаривать.
На вопрос, не пытаются ли его в процессе лягнуть, отвечает, что бывает, мол, но ни разу не попали еще. Вообще спокойствие коровы во время процедуры поражает. Все-таки удовольствие не для всякого. Дело в том, что у половой охоты коров есть три стадии. На первой у нее начинается течка. На второй буренка не находит себе места – буянит и прыгает на всех. На третьей отбесившаяся дама стоит будто обессиленная. Это значит, что она готова к осеменению – делай с ней что хочешь.
К полудню в хозяйстве наступает время сбора молока. Доярки проходят по стойлам, присасывают к выменам доильные аппараты. Пластиковые трубы над коровьими головами заливаются белым. Заполняется огромная металлическая цистерна в молочном блоке предприятия. Это молоко покупает для своего производства известный французский кисломолочный концерн.
Поголовье хозяйства, в котором работает Виктор Коновалов, насчитывает 310 коров. За их осеменение отвечают два человека – главный зоотехник-селекционер Алла Белякова и сам Коновалов. Последний – прежде всего.
- Он настолько ответственный, пунктуальный в своей работе, настоящий трудоголик, – говорит о коллеге Алла Белякова. – За 25 лет работы первый раз вижу человека, который бы так относился к своему делу, столько знал и умел, обладал таким чутьем. Что говорить, если к Вите обучаться гинекологии ездят главные ветврачи со всего Подмосковья.
Лауреат нескольких профессиональных конкурсов и большой мастер, Виктор Коновалов называет сельскохозяйственные кооперативы по старинке колхозами и говорит, что, пока они есть в России, в частные предприниматели он ни за что не уйдет.
- Хотелось бы, чтобы в нашей стране сельские хозяйства росли, а не угасали, – рассуждает Виктор. – Приезжаешь на очередной конкурс, а товарища твоего, с которым в прошлом году участвовал, нет в списках. Рухнул, стало быть, колхоз. Тяжело от этого. Хочется, чтобы предприятиям оказывалось больше поддержки и чтобы в них приходили работать только грамотные специалисты.
Кстати, в ежегодных региональных конкурсах «Лучший по профессии» Виктор Коновалов участвует с 2009 года. На первом своем соревновании он был лишь 20-м. На последнем, завершемся 6 августа, получил бронзу. Среди прочих наград призерам полагался спецприз губернатора – скутер. «Классный приз, все участники оценили, – вспоминает Виктор. – Пока его не привезли. Как получу, буду думать, как лучше им распорядиться». С 3 по 6 сентября в Воронеже пройдет всероссийский этап конкурса. К нему Виктора готовят зоотехники, ветеринары и даже доярки.
Но и это еще не все. «Наше Подмосковье. Неделя» узнало у экспертов, насколько сегодня область обеспечена осеменителями.
- Оператор по воспроизводству крупного рогатого скота» звучит не очень благородно. И работа специфическая, непростая, требующая большого умения и терпения. А будет кому умножать поголовье скота в Подмосковье лет через десять?
- Не могу сказать за всех, но в лучших наших племенных хозяйствах таких специалистов хватает, – уверен директор НП «Мосплем» Иван Янчуков. – Вопрос скорее не к их количеству, а к квалификации.
Причину недостатка квалификации операторов по воспроизводству Иван Янчуков видит в том, что им маловато платят. Отсюда и нежелание развиваться в своей сфере, и недобросовестное отношение некоторых осеменителей к работе. При этом Янчуков считает, что и в частные предприниматели на этом рынке не особо не уйдешь – не велик спрос.
О денежном вопросе задумываются и в областном Минсельхозе. Нехватка толковых специалистов в отрасли уже начала сказываться.
- Нехватка операторов ощущается, но пока не сильно, – говорит замминистра сельского хозяйства Московской области Юрий Гулин. – Последние данные скоро будут, по состоянию на начало года дефицит составляет около 5%.
Государственных животноводческих предприятий сегодня в Подмосковье нет. Падение интереса к профессии – следствие прижимистости собственников предприятий, считает Гулин:
- Чтобы ситуацию изменить, чтобы люди шли в эту профессию, нужно пересмотреть отношение собственников к ней. Они должны понимать, что будущее их молоко напрямую зависит не только от кормов и от опыта оператора машинного доения, но и от оператора по воспроизводству. Там, где эта работа поставлена, техники получают приличную зарплату, там и показатели по выходу телят соответствующие.
Невнимательность к достатку сотрудников сказывается не только на валовом надое и выходе мяса. Показатель выхода телят влияет на распределение федеральных субсидий. Не получил 70 телят со 100 коров – остался без денег. Таких предприятий по области пока меньше половины – 60 из почти 170.