Николай Соколов: «Мечта каждого солдата – дожить до конца войны»
Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]
Николай Соколов, кажется, не потратил впустую ни одного дня в своей жизни. С детства помогал родителям по хозяйству, в 14 лет уже трудился в колхозе. В 20 отправился на фронт, пережил два тяжелых ранения. В мирное время не переставал работать, а на пенсии всерьез занялся пчеловодством. На вопрос о том, чем гордится больше всего, Николай Арсеньевич без раздумий отвечает: семьей. О романтическом знакомстве с женой и свадьбе накануне Победы можно писать отдельную историю. Супруги воспитали троих детей, десятерых внуков и девятерых правнуков, почти не ссорились и никогда не расставались больше чем на пару дней.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ГЕРОИЗМ
Война застала Николая Соколова, когда ему было всего 19 лет. Сначала молодого человека отправили в пехотное училище, на восемь месяцев, а в 1942 году парень уже был на фронте. Воевал в должности командира взвода противотанкового орудия, участвовал в самых тяжелых сражениях. В те времена про командиров говорили, что на фронте они живут всего три дня. Николай Арсеньевич и сам был свидетелем, как взвод его друга попал под вражеский огонь – погибли все до единого. Но когда речь заходит о тех годах, ветеран держится очень скромно и без лишних эмоций.
– Не знаю, кому как, но для меня война была даже как будто обыденным чем-то, как работа. Я не думал особо о том, что могут убить, не боялся. Некогда было. Есть задача – надо выполнить. Вот и все. А как иначе? Потом я ведь был командиром взвода, у меня же 22 солдата, за которых я отвечаю, – рассказывает Соколов.
Его взвод прорывал оборону противника на Орловско-Курской дуге. Тогда Николай получил тяжелое ранение обеих ног, с февраля по май выздоравливал, а затем снова в бой. В 1944-м было второе ранение – перебило плечо, на этом армейская служба для офицера закончилась.
– Мечта каждого солдата – дожить до конца войны. Иногда не верится, что получится. Но мыслей о том, что мы можем проиграть, никогда не было. День Победы для нашей семьи – главный праздник, – отмечает Соколов.
СЕМЬЯ ПОБЕДЫ
С Николаем Арсеньевичем мы встретились в преддверии его 100-летнего юбилея. Как тут не спросить про секрет долголетия. Ветеран лишь пожимает плечами: жили как все, много трудились – какие уж тут секреты.
– Думаю, любовь и семья – главные причины. Мы ведь 77 лет вместе и никогда даже не ссорились серьезно, – подсказывает супруга Анастасия Николаевна. – Мы плохого ничего не видели, жили дружно, берегли друг друга. А то посмотришь, как люди разводятся, как потом детям плохо – нельзя так.
С женой Николай Соколов познакомился во время восстановления после первого ранения. Высокую голубоглазую девушку приметил сразу. И это было взаимно. Как можно не обратить внимание на бравого офицера?
– Тем более что тогда парней других и не было, – смеется Анастасия Николаевна.
Свадьбу влюбленные сыграли в 1945 году, в преддверии Дня Победы. Невеста, как полагается, была в белом платье. Наряд девушка сшила сама из немецкого парашюта.
– Во время войны, конечно, никаких обновок не было. А тут товарищ отца передал нашей маме парашют – чистый, белый, шелковый, такой красивый! Я распорола его, сделала выкройки и сшила платье. В нем и пошла расписываться, – говорит Анастасия Николаевна.
НА ПЕНСИИ С МЁДОМ
Николай Арсеньевич всегда был заядлым охотником. Перестрелял бессчетное количество птицы, зайцев и лис, охотился на кабанов и лосей. Последнего сохатого подстрелил в почетном возрасте – 70 лет. Сын Анатолий до сих пор со смехом вспоминает эту историю.
– Поехали мы на охоту, а егерь говорит, что отца надо туда поставить, где лось не пойдет. Там, где шансов больше, лучше пусть стоят молодые и шустрые. Мы спорить не стали. Но едва заняли свои позиции и начало светать, как раздался выстрел. Смотрим – лось на земле. У егеря лицо так и вытянулось– испорчена охота, – смеется Анатолий.
Охотился ветеран с гончими, собак воспитывал и дрессировал сам. Правда, однажды едва не лишился любимца. В деревне была эпидемия, умерло много собак, приболел и пес Соколовых. На помощь пришла жена – выходила собаку с помощью жаропонижающих таблеток и рюмочки вина. Пес пришел в себя за ночь – счастью семьи не было предела.
Еще одно увлечение Николая Арсеньевича – пчеловодство. Всерьез занялся им после того, как в 60 лет вышел на пенсию. С тех пор в семье сахар никто не ест – только свой натуральный душистый мед.
– Пчел надо любить, кто их боится или не любит, у того ничего не выйдет. А если любишь, то всему научиться можно, было бы желание! – рассказывает ветеран.
Семья у Соколовых большая и дружная, но живут супруги вдвоем.
– Мы справляемся. У меня руки целы, у мужа – ноги, дополняем друг друга, – смеется Анастасия Николаевна. – Как с делами управимся, садимся на кровати рядышком, я ему газету почитаю, обсудим новости, про политику поговорим. Мы в курсе всех событий.