Ангелы в Сети: кто и зачем создает страницы умерших людей в интернете
Фото: [pxhere.com]
Одно из самых пронзительных явлений в интернете – группы, посвященные людям, ушедшим в мир иной. Их в Сети называют ангелами. На одних страницах друзья и родственники вспоминают покойников, публикуют их прижизненные фотографии, поздравляют с праздниками, обращаются к ним, как к живым. Другие группы памяти помогают живым, третьи и вовсе существуют сами по себе. Администраторы страничек «мертвых душ» рассказали корреспонденту «Подмосковье сегодня» историю их создания.
ДОЧЬ БУДЕТ ЖИТЬ
У ребенка или взрослого диагностируют смертельный недуг. Родственники заводят на его имя страницы в социальных сетях для сбора средств и размещения информации о лечении. После смерти человека его аккаунт в соцсетях остается. Это самый распространенный случай появления странички с «мертвой душой». Именно так в Сети и возникло сообщество в память Ани Котовой из Шатуры.
– Странности в состоянии дочери я заметила сразу после рождения, – рассказывает мама девочки Екатерина. – Но врачи успокаивали: не волнуйтесь, малышка абсолютно здорова. Однако позже выяснилось, что дочь ничего не видит. Тогда Аню начали обследовать серьезнее.
Девочке поставили страшный диагноз – младенческая форма GM1-ганглиозидоза. Заболевание неизлечимо. Это был приговор.
– Тогда я твердо решила, что моя дочь будет жить, – рассказывает Екатерина, – и стала бороться. Все анализы делала за свои деньги, даже научилась сама расшифровывать их.
Весной прошлого года женщина создала в социальных сетях группу помощи для сбора средств. Люди стали жертвовать деньги на обследования, анализы, реабилитационные мероприятия, покупку лекарств и приборов жизнеобеспечения. Но малышку спасти не удалось. Она умерла в нынешнем августе. Ей было два года.
– Я решила не удалять Анину страничку, стала с ее помощью раздавать Анины вещи нуждающимся. Подгузники, пеленки, лекарства, питание, – поясняет Котова.
Мама регулярно обновляет на страничке дочери фотографии и посвящает ей трогательные стихи.
– Пока я не верю, что Аня ушла насовсем, – говорит Екатерина. – Социальные сети помогают мне пережить это горе. Подписчики как могут поддерживают меня.
МАКСИМ ПОМОГАЕТ
Пример группы Ани Котовой, когда страничка умершего человека переориентируется на помощь другим людям, далеко не единственный. Напротив, это очень распространено. По такому же принципу сейчас работает группа Максима Шалаева из Королева.
В свое время у мальчика диагностировали опухоль головного мозга, когда ему только исполнилось три года. Исследования показали, что у ребенка рак четвертой стадии. Шансов на спасение практически не было. Помочь семье вызвалась подруга матери Максима Ольга Лукьяненко. Она и создала страничку в социальных сетях для сбора средств на лечение.
– Родителей Максимки я от всех этих дел со сборами оградила, – говорит Ольга. – Люди оказались неравнодушными к нашей беде. С помощью группы нам удалось собрать около 15 млн руб.
Эти деньги позволили мальчику пройти большой путь. Он перенес сложную операцию, курс лучевой терапии, реабилитацию в Израиле. Но болезнь оказалась сильнее. В 2017 году Максим умер в возрасте пяти лет.
– Со смертью Максима наш сбор закончился, – говорит Ольга. – Но в группе была огромная аудитория неравнодушных людей. Тогда мы решили, что будем размещать здесь информацию о других больных детях, которые нуждаются в дорогостоящем лечении. Конечно, помощь идет не так активно, как Максиму, но поддержка есть.
СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ
В отличие от первых двух историй страничка в социальных сетях Андрея Четина из Железнодорожного после смерти обладателя начала жить своей жизнью без помощи родственников и знакомых.
Изначально группу по сбору средств для больного раком мужа открыла жена Елена. Андрей мужественно боролся с болезнью. Прошел лечение в европейских клиниках. Жена информировала подписчиков о каждом анализе и процедуре. На одном из этапов лечения врачи уже отказались назначать больному химиотерапию. Тогда Елена создала петицию, которую подписали сотни участников группы. В итоге медики уступили и провели процедуру. Но мужчине она не помогла. В марте 2016 года он умер.
Как вспоминает Елена, на первом этапе группа в социальных сетях ей очень помогла. Вдова продолжила делиться с подписчиками фотографиями мужа, информировала о годовщинах и панихидах, писала о своих бытовых и финансовых трудностях.
– Когда горе разделено – оно легче, – говорит Елена Четина. – Я очень благодарна тем, кто меня поддерживал тогда.
Постепенно у Елены получилось справиться с горем. Она продолжила жить и забросила группу. Ей нужно было поднимать троих малышей, детей Андрея. Через некоторое время женщина заметила, что на страничке Андрея стали появляться новые объявления о сборе средств для других людей.
– Я не стала закрывать страничку, – говорит Елена. – Пусть люди пишут. Возможно, кому-то группа моего мужа действительно поможет.
ВОЛОНТЕР ОСТАЕТСЯ ВОЛОНТЕРОМ
Бывают случаи, когда странички «мертвых душ» помогают не только людям, но и животным. Например, группа Ольги Грачевой была создана именно для этого.
Всю свою сознательную жизнь девушка посвятила помощи братьям меньшим, стала директором Ногинского муниципального приюта для животных, но руководила учреждением меньше года. 14 июля 2012 года случилась трагедия. Ольга попала в автокатастрофу. За рулем был ее жених Андрей, который не справился с управлением. Девушка погибла на месте. На следующий день парень не выдержал стресса и свел счеты с жизнью.
– Ольга была светлым человеком и очень любила животных, – рассказывает один из создателей группы памяти Грачевой Вадим Марков. – Она хотела всем помочь. У нее на форумах даже был ник Маман. Мы решили увековечить память об Ольге. Решили создать группу, посвященную именно помощи животным.
Каждый день на страничке появляются посты с информацией о собаках и кошках, которым требуется лечение, передержка и пристройство. Многим удается помочь. Ольга и после своей смерти продолжает заниматься любимым делом.
НАД ЛАГЕРЕМ НОЧЬ
Много в социальных сетях групп памяти известных и публичных личностей. Обычно создают их поклонники звезд. Например, у знаменитого шансонье из Подольска Аркадия Кобякова с десяток таких страниц.
Аркадий с детства увлекался музыкой. Отучился в хоровой капелле по классу фортепиано, но потом судьба свернула на кривую дорожку. Из 39 лет своей жизни 18 он провел в местах лишения свободы. Первый срок пришелся еще на несовершеннолетие. В это время Кобяков и начала писать первые песни. Всего в его послужном списке несколько десятков композиций, которые стали популярны среди любителей шансона во всей России. Главным хитом жителя Подольска, прославившим его на всю страну, стала песня «А над лагерем ночь».
Скончался Кобяков на самом взлете своей карьеры, в 2015 году, от прободения язвы желудка.
Среди множества групп памяти Кобякова есть и одна официальная, созданная его концертным директором Сергеем Лекомцевым.
– Я занимался продвижением артистов и организацией их концертов, – рассказывает Сергей. – В 2011 году Аркадий сам написал мне из колонии, где отбывал очередной срок, и предложил сотрудничество. Сначала отказал ему. Но потом стал слушать его песни и проникся их смыслом. Его голос трогал за живое. И я согласился.
Мужчин связала не только совместная работа, но и крепкая дружба. У Аркадия, кроме Сергея, никого не было из близких людей, а семьей артист так и не обзавелся.
– Эта страничка была создана самим Аркадием еще при жизни, – говорит Лекомцев. – После смерти я группу переименовал, но ее задача осталась той же: знакомить подписчиков с творчеством артиста. Я занимаюсь группой для того, чтобы память об Аркадии жила вечно.
При этом Лекомцев предупредил, что во многих фейковых группах, созданных в честь Кобякова, часто размещают информацию о несуществующих жене и детях Кобякова, собирают деньги им в помощь.
– С такими страницами я борюсь и ликвидирую их, – пояснил Лекомцев.
Мнения экспертов
Елена Степанова, психолог:
– Можно сказать, что участие в таких группах позволяет людям отгоревать. Есть три стадии проживания горя: первая – шок, отрицание, вторая – гнев, третья – принятие. В мемориальных сообществах создается групповая динамика, призванная расшатать, вызвать на поверхность глубоко запрятанные, вытесняемые, запретные эмоции. Почему запретные? Потому что сейчас горевать стало не модно. Даже некоторые психологи учат, что утрата – это мотив, ресурс, не надо зацикливаться, надо собраться, идти дальше. В группах памяти чувство горя допустимо, поддерживается и приветствуется. Это позволяет эмоции отреагировать, а не вытеснять. С другой стороны, на теме смерти бывают и манипуляции. Это происходит как раз на второй стадии проживания горя. Гнев, поиск виноватых, требования возмездия. Это все очень успешно реализуется в интернете. Группы памяти, преобразованные в группы помощи, несут в себе созидательный ресурс. Там присутствует мотив искупления грехов. Если после утраты «допомогать» другим людям, то это подспудное чувство компенсируется. Желание же вечной памяти обычно свидетельствует о непринятии утраты, ведь бытует мнение, что человек жив, пока память о нем жива.
Борис Белозеров, главный внештатный специалист психиатр Министерства здравоохранения Московской области:
– С медицинской точки зрения я ничего нездорового в этом явлении не вижу. Дело в том, что подобные вещи были всегда. Люди ставили свечи в церквях за упокой умерших родственников, заказывали молебны, проводили гражданские панихиды. Те же поминки и годовщины устраивали с единственной целью – вспомнить усопших. Просто сейчас, в связи с цифровизацией, эти процессы перекочевали в интернет.