Дети в сети: с какого возраста ребенка нужно начинать знакомить с интернетом
Фото: [Frank May / DPA / TASS]
Более 80% детей в Центральном федеральном округе уже с 11–12 лет имеют собственные аккаунты в социальных сетях. Таковы данные Фонда развития интернета. Мнения по этому вопросу полярные. Некоторые родители бьют тревогу, другие считают, что это часть современной жизни. Все «за» и «против» взвесил корреспондент «Подмосковье сегодня» Игорь Писарев.
10 ТЫСЯЧ «ДРУЗЕЙ»
Московский институт социально-культурных программ провел в этом году исследование. Так, наибольшее количество времени в соцсетях подростки от 12 до 17 лет тратят именно на общение. Школьники обмениваются новостями, перекидывают друг другу музыку и популярные мемы.
Однако нередки случаи, когда подростки, сами того не подозревая, становится участниками так называемых групп смерти. В Подмосковье запущен специальный проект по защите детей в соцсетях. Активисты проводят с ними психологические беседы, а родителям рассказывают, как правильно подготовить ребенка к общению в интернете. Благодаря их усилиям от возможного суицида уже удалось спасти 20 подростков.
«Главное – мы учим детей не молчать. Важно, чтобы они сразу говорили, если чувствуют, что кто-то пытается на них давить. Нужно научить подростков избегать манипуляций над собственным сознанием со стороны других людей», – говорит руководитель проекта «Защита детей в социальных сетях» Светлана Волокита.
«ЗА»:
- Поиск новых друзей, разнообразие общения;
- «Нахождение» в центре событий.
«ПРОТИВ»:
- «Синие киты» – группы смерти;
- Кибербуллинг – травля со стороны других пользователей.
«ВКОНТАКТЕ» И ЗРЕЛИЩ
Второе по популярности времяпрепровождение в соцсетях у подростков – поиск развлекательного контента: музыки, фильмов, видео и смешных картинок, так называемых мемов.
«Соцсети стирают границы дозволенности. Ребенок может зайти на любую страницу, посмотреть видео любого содержания. До ребенка важно донести, что соцсети – это прежде всего возможность общения и поиска полезной информации», – рассказывает преподаватель Международного института глубинной психологии Инна Караванова.
«ЗА»:
- Позволяет подростку быть на «одной волне» с окружающими;
- Информация лучше усваивается (многие группы преподносят серьезные новости в виде развлекательных картинок).
«ПРОТИВ»:
- Сомнительный контент (порнография, насилие, нелегальные магазины);
- Чувство вседозволенности и безнаказанности.
ТЯГА К ЗНАНИЯМ
С большим отставанием, но все же на третьем месте у подростков – учеба. В основном этому способствуют учителя, которые в соцсетях размещают домашние задания, тесты и расписания уроков.
«Я бы не стал приписывать к минусам возможность поиска правильных ответов в соцсетях. Согласно нашему исследованию, школьники, которые этим занимаются, как правило учатся хорошо», – считает руководитель академических программ компании «Яндекс» Сергей Чернышев.
«ЗА»:
- Возможность спросить совет у педагога;
- Онлайн-курсы и вебинары.
«ПРОТИВ»:
- Списывание, обмен ответами.
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«На дворе 21 век и соцсети стали неотъемлемой частью жизни людей, в том числе и подростков. Конечно, для детей там может быть много негатива. Но без этого уже никуда. Конечно, руку на пульсе нужно держать. Я иногда, заглядываю на личную страницу ребенка. Он знает», – считает Анна Маликова (сыну 13 лет).
«Не поддерживаю нахождение детей в соцсетях. Теряется навык живого общения, портится зрение, сбивается режим дня. Конечно, совсем оградить своего ребенка от этого я не могу. Дочка просто может затаить обиду и начать делать это тайно, что хуже. А так мы иногда вместе просматриваем с ней ее страницу, обсуждаем», – говорит Наталья Киселева (дочке 15 лет).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Социальные сети сегодня – самый популярный и интересный ресурс для школьников. Для нас важна информационная безопасность детей. Я бы сравнила эту работу с деятельностью по профилактике дорожного травматизма: мы не можем сделать так, чтобы дети и подростки не выходили на улицы, но обязаны добиться того, чтобы они знали и выполняли ПДД», – отметила министр образования Московской области Марина Захарова.
Популярные соцсети среди детей 12–17 лет в России
- «ВКонтакте» – 49%
- «Одноклассники» – 22%
- Instagram – 16%
- Facebook – 13%
КСТАТИ
В Подмосковье есть Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи. Его специалисты дают советы, как использовать интернет и соцсети для увеличения своей компетентности. Также работает горячая линия «Дети Онлайн». С помощью нее оказывается психологическая поддержка подросткам. Телефон: 8 (800) 25-000-15.