Две многодетные семьи из Коломны оказались на улице из-за неудачных сделок с недвижимостью

Общество
Кирилл Искольдский

Фото: [Кирилл Искольдский]

У Катиковых четыре ребенка, у Моллахаджиевых – пять. Обе семьи проживают в Коломне, и каждая из них по роковому стечению обстоятельств осталась без жилья, а Катиковы вдобавок и без прописки. Виной тому неудачная продажа недвижимости. Чем государство может помочь в такой ситуации, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

АФЕРИСТЫ И МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

Вера Катикова с мужем Сергеем и двумя детьми переехали в Подмосковье из Саранска шесть лет назад. Здесь их уже ждала Верина мама, которая ранее продала саранскую квартиру и купила двушку в Воскресенске. Через год мать умерла, завещав новую жилплощадь брату Веры. Тогда супруги на последние накопления купили комнату в Лотошино, где и прописались с детьми.

Трудились супруги в основном на стройках, брались за любые подработки, но денег все равно не хватало. Копились долги по коммуналке. Когда Вера родила третьего ребенка, семья решила продать комнату в Лотошино, погасить задолженность, а на материнский капитал приобрести другую жилплощадь. При этом с новой хозяйкой помещения договорились, что Катиковы на время останутся прописаны в Лотошино.

– Решили пока пожить на съемной квартире в Коломне, – вспоминает Вера Катикова. – Потом я наткнулась на рекламу агентства, которое продавало жилье за материнский капитал. Сдала документы, но мне сказали, что Пенсионный фонд не одобрил сделку. Через некоторое время я сама обратилась в Пенсионный фонд, чтобы снова попробовать использовать деньги. Ответ меня убил. Оказывается, я уже потратила средства на домик в Астраханской области.

ЖУТКИЙ ФИНАЛ

Семья обратилась в правоохранительные органы, но оперативно аферистов обнаружить не удалось. Платить по счетам за съемное жилье Катиковым было нечем. Три месяца назад хозяйка комнаты в Лотошино выписала их по суду. К этому времени у Веры и Сергея родился еще один ребенок.

В начале лета у Катиковых появилась надежда. Сергей получил перспективный заказ на ремонт. Гонорар обещали огромный, но по факту не заплатили ни копейки. Мужчина впал в глубокую депрессию, из которой так и не смог выбраться. В июле он свел счеты с жизнью.

На данный момент у осиротевшей семьи нет регистрации. Катиковы лишены возможности получать меры социальной поддержки. Сейчас Вера устроилась маляром, зарплаты хватает, чтобы еле-еле сводить концы с концами.

НЕ РАССЧИТАЛИ

История семьи Аллы Моллахаджиевой развивалась совсем по-другому. Выросла Алла вместе с братом в специальной деревне для сирот под Томилино. Там она познакомилась с Равшаном. Парень руководил местным Домом молодежи. Молодые люди полюбили друг друга и, когда Алла выпустилась, поженились. За несколько лет семья успела завести двоих детей, пожить в Москве, а затем перебраться в Коломну, в квартиру родителей Аллы. Там у пары родился третий ребенок.

Выйдя из декрета, Алла пошла работать медсестрой в Коломенскую больницу. Равшан трудился менеджером в консалтинговой компании. Жизнь текла размеренно, пока брат Аллы не поставил ультиматум – квартиру нужно продать. К тому времени семья получила по государственной программе для многодетных земельный участок на окраине Коломны. Алла и Равшан решили строить дом на свою половину средств, вырученных от продажи. Вышло чуть более миллиона рублей плюс материнский капитал.

– Мы все рассчитали, составили смету, – говорит Равшан. – Начали строиться. Но цены на материалы и услуги росли в космической прогрессии. Осенью прошлого года деньги кончились.

СБОР СРЕДСТВ

Сейчас у дома Моллахаджиевых есть крыша, стены, пол, окна и внутренняя отделка первого этажа. Но кроме электричества – никаких коммуникаций. Чтобы жить, нужно провести отопление, установить септик, вырыть колодец. Это примерно обойдется в 400 тыс. руб. Пока приходится ютиться на съемной квартире. При этом Моллахаджиевым по сравнению с Катиковыми повезло – они смогли прописаться в стареньком доме одной из деревень под Клином, где живут родители и бабушка Равшана. Ситуацию осложняет то, что недавно Равшан потерял работу, а за время с момента продажи квартиры в Коломне у пары родилось еще двое детей.

Сейчас супруги собирают средства с помощью благотворительных фондов. Удалось накопить 110 тыс. руб.

НАДЕЖДА ЕСТЬ

Надежда есть у обеих семей. Как рассказали «Подмосковье сегодня» в отделе опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Волоколамскому, Лотошинскому районам и г.о. Шаховская, специалисты постараются найти способы помочь Катиковым.

– Мы не отслеживали сделки этой семьи, хоть там и фигурировали дети, так как в этих сделках дети не являлись собственниками, – пояснила заведующая отделом Елена Немченкова. – Но мы изучим ситуацию и постараемся найти способы помочь этой семье. Возможно, получится перевезти Веру из Коломны в Лотошино, так как она была прописана здесь. Найти ей работу, оформить хотя бы временную регистрацию, помочь с юридическим сопровождением иска о признании Веры жительницей Лотошинского района, после чего ее можно будет поставить в очередь на улучшение жилищных условий.

Со своей стороны пообещали помочь Моллахаджиевым в Клинском управлении социальной защиты. Оказалось, что есть несколько типов льгот и пособий, которые семья не использовала.

– Семьи смогут рассчитывать на меры социальной поддержки в виде детских пособий, экстренной и государственной социальной помощи только при наличии постоянной регистрации в Московской области, – сказали в пресс-службе Министерства социального развития Московской области. – Соответственно, и встать на учет для получения жилья можно будет, имея постоянную регистрацию, например, в Коломне на протяжении не менее пяти лет. Также подойдет наличие судебного решения о том, что Коломна последние пять лет является преимущественным местом жительства для этих граждан.

– Ситуации разные и объединены лишь тем, что обе семьи остались без жилья по собственной оплошности, – добавила уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – Первый случай очень похож на преступную схему обналичивания средств материнского капитала, которые действуют в Москве, Московской области. Как правило, семьи идут на них осознанно. Эта история, безусловно, должна стать предметом проверки правоохранительных органов. Вторая ситуация может случиться с каждой семьей. И, затевая строительство, нужно, конечно, стараться предвидеть возможные форс-мажоры, особенно если у вас маленькие дети. Будем думать, чем им можно помочь.

Связаться с семьями, чьи истории описаны в материале, для помощи можно через социальные сети: Алла Моллахаджинова; Вера Катикова.