Единственная в мире летчица-истребитель, летавшая на МиГ-29, готова пойти в уборщицы
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]
Жительница Лобни Светлана Протасова, единственная женщина летчик–истребитель, летавшая за штурвалом МиГ-29, два года безуспешно ищет работу. Ее положение настолько отчаянное, что женщина готова пойти даже в уборщицы, сообщает корреспондент «Подмосковье сегодня» Александр Умрихин.
ГЛАВНАЯ МЕЧТА
У Протасовой за плечами много часов налета на истребителях, а также на самолетах гражданской авиации. Однако сейчас женщина оказалась буквально отброшена на обочину жизни: вот уже два года с момента увольнения из авиакомпании (работодателя Светлана называть упорно не хочет, опасаясь мести с его стороны. - ред.) она не может устроиться на работу.
Светлана показывает фотографии в альбоме, словно пролистывая страницы своей прошлой жизни. Вот она за штурвалом истребителя, вот – в кабине Ту-154, а еще на нескольких снимках – во время командировки в США 10 лет назад.
- Я родилась в семье военного. Отец окончил Военный институт иностранных языков (сейчас – ВУМО РФ). В детстве приходилось очень много летать, в основном из Егорьевска в Махачкалу, где служил отец и работала мать. А кабины пилотов были открыты, я ходила туда, меня сажали на колени пилоты, мне очень нравилось, и в три года я заявила, что хочу стать летчиком.
С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ
К моменту окончания Светланой факультета самолетостроения Московского авиационного института в Запорожском летном училище ДОСААФ были открыты спецнаборы для женщин. И Света, не задумываясь, поступила туда. После окончания училища она неоднократно писала рапорты с просьбой о переводе в Вооруженные силы, однако просьбы долгое время оставались без удовлетворения – ровно до момента, когда министром обороны РФ стал Павел Грачев. Он подписал соответствующие рапорты всем летчицам.
После этого Протасова попала к генерал-полковнику Николаю Антошкину, который на тот момент был командующим фронтовой авиации и, по словам Светланы, стремился к тому, чтобы к женщине в авиации «относились как к человеку». Так, Протасову приняли на МиГ-29. Однако примерно в это время в армии, по словам Светланы, «начался развал».
- Уже затем, в Кубинке, меня не допускали до полетов – я только ходила на построения. Я неоднократно обращалась с просьбами о допуске к полетам – никакого эффекта. Меня перевели в Борисоглебск, и уже там несколько лет я нормально летала на МиГ-29 – полигон, воздушные бои, пара на пару, ночью, - сетует Протасова.
ВИРАЖИ
В 2007 году после увольнения в запас в звании майора Светлана начала ходить по авиакомпаниям, однако ее снова никуда не брали. Помогли связи в Росавиации – с одной из авиакомпаний Протасовой удалось заключить трудовой договор. Но когда Ту-154 вывели из эксплуатации, пилотов сократили.
Полтора года работы у Протасовой не было. Как вознаграждения за все мытарства судьба снова улыбнулась ей. Летчица устроилась в американскую авиакомпанию. Успешно сдала экзамен на знание языка, тестирование на тренажере самолета, на котором она даже ни разу не летала, и с успехом проработала до 2011 года, пока компания не развалилась. После этого весь персонал был принят в одну из ведущих российских авиакомпаний – там Протасова проработала до 2015 года.
- У меня 100 или 200 часов налета плюс четыре года работы в одной из ведущих авиакомпаний РФ. Ни инцидентов, ни грубых посадок – ничего не было. А в конце произошел конфликт с одним из молодых командиров, в результате которого меня отстранили от полетов. Отправили на сдачу РПП (руководство по производству полетов. – ред.) и на тренажер, где почему-то поставили два балла. После этого порекомендовали уволиться по собственному желанию. Теперь меня никуда не берут – обошла все компании, во всех идет набор, но после звонка на предыдущее место работы мне отказывают, - рассказывает Светлана.
ВЕРНУТЬСЯ И ЛЕТАТЬ
Ситуация вынудила ее обратиться к человеку, который однажды уже поучаствовал в ее судьбе, – к генерал-полковнику Николаю Антошкину, являющемуся сейчас депутатом Госдумы. Парламентарий пообещал помочь Протасовой в поиске работы.
Сейчас Светлана находится в разводе и воспитывает дочку, которая учится в балетном училище в Москве и ходит в музыкальную школу. Женщина оказалась в сложной ситуации: три года назад они с дочкой въехали в приобретенный в кредит частный дом, и всю свою пенсию Протасова отдает в счет кредита. По словам летчицы, ситуация вынуждает ее к тому, чтобы устроиться уже хоть куда-нибудь, даже уборщицей.
Летчица с грустью смотрит в небо: неподалеку от Лобни расположен аэропорт «Шереметьево», и ежедневно звук взлетающих и садящихся на посадку самолетов напоминает Протасовой о главной ее мечте и потере.
КВАЛИФИКАЦИЮ ОПРЕДЕЛИЛИ ПО ЗВОНКУ
Корреспондент «Подмосковье сегодня» решил разобраться в сложившейся ситуации и обратился в Шереметьевский профсоюз летного состава. Источник на условиях анонимности рассказал о том, что практика звонков по месту прежней работы для авиакомпаний является стандартной. По его словам, на месте последней работы Протасову характеризуют как «слабого пилота» пассажирских самолетов – в отличие от истребителей. Именно это, отмечает источник, и становится причиной отказа со стороны авиакомпаний. К сожалению, юридические претензии Протасовой к месту последней работы не имеют оснований, поскольку она написала заявление об увольнении с формулировкой «по собственному желанию». Представитель профсоюза выразил надежду, что на ситуацию смогут повлиять военные, к которым летчица уже обратилась за помощью.