Где деньги, Зин: как не стать жертвой мошенников и защитить кровно заработанные
Преступления, связанные с кражей денежных средств со счетов граждан, по-прежнему «в топе». Только за первую половину этого года в Московской области зарегистрировано 2843 подобных случая. Всех этих инцидентов удалось бы избежать, если бы потерпевшие сами не содействовали мошенникам.
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ НИ ПРИ ЧЕМ
Пенсионеру из Балашихи Михаилу Трофимову (фамилия изменена. – Прим. ред.) позвонили с неизвестного стационарного номера. Девушка, представившись сотрудником Сбербанка, задала вопрос, совершал ли он денежный перевод на имя некоего Сергея Николаевича. Услышав отрицательный ответ, звонившая убедила пенсионера, что тот все-таки перевел три тысячи рублей. Мужчина действительно получает пенсию на карту Сбербанка, да и сумма такая там точно имелась, но упомянутого Сергея Николаевича он не знает.
– Что же мне делать? – спросил я у моей собеседницы, – вспоминает пенсионер. – Та стала успокаивать, сказала, что перевод еще не поздно отменить, но ей необходимо как можно быстрее получить доступ к данным моего счета.
Мужчина незамедлительно начал рыться в бумагах в поисках договора. Продиктовав цифры, владелец карты услышал, что капитал вернулся и теперь он может спать спокойно. Вечером он все рассказал жене, та долго возмущалась: мол, у людей совсем не осталось совести – грабят бедных пенсионеров. Потом оба успокоились – ведь все обошлось.
– Что ничего не обошлось, узнали только на другой день, когда в «Пятерочке» моя карта не сработала. Обратились за разъяснениями в отделение банка, – продолжает Трофимов.
Там выслушали всю историю, начиная со звонка якобы их коллеги. Стали разбираться детально. Выяснилось, что все средства со счета, где было около пяти тысяч рублей, сняты в другом регионе. Это что ж за Сергей Николаевич такой, подумал тогда Михаил. Но эта таинственная личность тут совершенно ни при чем.
– Мошенники придумывают различные легенды, чтобы сбить с толку. Поэтому на такие уловки попадаются чаще всего пожилые. Часто обвиняют в несовершенстве банковскую систему. Но в данном случае люди сами помогли преступникам, – рассказали в одном из отделений Сбербанка.
ВЫНУЖДАЮТ ОФОРМИТЬ КРЕДИТ
Аферисты, рассчитывая на доверчивость, представляются работниками различных социальных учреждений, служб ЖКХ и даже сотрудниками правоохранительных органов, когда, предлагая перевести денежные средства на безопасный счет, вынуждают граждан оформить кредит. Так что нашему герою еще повезло – кредит на него не открыли, хотя украденная сумма для пенсионеров очень даже существенная.
К сожалению, раскрываемость подобных преступлений довольно низкая. Как нам сообщили в Управлении уголовного розыска ГУ МВД России по Московской области, часто правонарушители обладают углубленными знаниями в сфере информационных технологий. Для совершения такого рода мошенничеств злоумышленники используют технологии подмены телефонного номера, фиктивные интернет-магазины, социальные сети, фишинговые (поддельные) сайты, дубликаты и клоны ММ-карт операторов сотовой связи, вредоносное программное обеспечение.
Кстати, изготовить работающий клон банковской карты возможно лишь при условии доступа к оригиналу. Получается, что этот доступ ворам обеспечили сами владельцы. По информации ведомства, такие преступления часто носят групповой характер и предшествует этому тщательная подготовка. Для соблюдения конспирации преступники могут быть даже не знакомы друг с другом. Преступления осуществляются на условиях анонимности, общение происходит дистанционно, даже в разных регионах.
По делу Михаила Трофимова пока идет разбирательство, а мошенники продолжают грабить доверчивых граждан, которые, к сожалению, им это позволяют.
– Для того чтобы не стать жертвой мошенников, ни в коем случае нельзя сообщать ПИН-коды карт, логины, пароли и другую секретную информацию, - объяснили в пресс-службе Главного управления МВД России по Московской области. -Настоящие сотрудники банков никогда не спрашивают секретные данные! При получении СМС о блокировке карты или оплате, которую вы не совершали, нельзя перезванивать по указанному номеру – звонок может оказаться платным. Если есть сомнения, всегда можно позвонить в обслуживающий банк по номеру, указанному на официальном сайте или на обороте карты.