Гениальное просто: учителя Подмосковья рассказали, как увлечь даже самого нелюбознательного школьника
Чтобы современные дети ходили в школу с удовольствием, учителя решают целые комбинации непростых задачек. К каждому нужно найти подход, увлечь, чтобы занятия стали не пыткой, а интереснейшим приключением в мире знаний. Преподаватели начальных классов, географии и литературы из Московской области накануне Дня учителя поделились с корреспондентом «Подмосковье сегодня» профессиональными секретами.
НА САМОМ ИНТЕРЕСНОМ МЕСТЕ
Петру Кузнецову из поселка Пироговский 72 года. Большую часть жизни он работает учителем литературы. Как известно, дети не горят желанием читать увесистые тома бессмертных классиков. Вот Петр Тихонович и разработал собственный метод.
– Если ты сам увлечен литературой, ученики никогда не скажут, что предмет – скукотища, – рассказывает Кузнецов. – Каждое произведение описываю в красках, беру только яркие моменты. А свой рассказ обрываю всегда на самом интересном. Сразу же начинается галдеж: «Петр Тихонович, а что же дальше?!», а я отвечаю, что забыл.
Такая уловка работает. Чтобы замотивировать ребят на чтение, Кузнецов обещает пятерку тому, кто найдет ответы на все его вопросы. Предварительно Петр Тихонович «гуглит» задание», чтобы в интернете не было ответов.
– Если ученик находит ответ за пару кликов в телефоне, его желание погружаться в тему улетучивается, – продолжает Петр Тихонович. – Хотя у меня в классах есть дети, которым литература интересна сама по себе, без всяческих ухищрений. Некоторые пишут стихи или небольшие рассказы.
МУЛЬТИКИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Мария Горская – учитель начальных классов в дубненском Полис-лицее. Она считает, что лучший способ наладить общение – это внеклассные занятия. Уже несколько лет 47-летний педагог вместе с ребятами создает в студии пластилиновые мультфильмы.
– Лепим мультики каждый день, – говорит Горская. – После февральской победы во Всероссийском конкурсе желающих заниматься значительно прибавилось. За последние три недели уже закончили два проекта – на тему осени и ко Дню учителя.
Работа над мультфильмами требует терпения и усидчивости. Не все ученики могут это осилить, поэтому занятия в студии – внеклассные. Кого-то из ребят хватает на один-два проекта. Но тот, кто втянулся, готов творить бесконечно.
– Тематика наших работ самая разнообразная, – продолжает Мария Вячеславовна. – Это иллюстрации к стихотворениям, загадкам и пословицам, свои придуманные сказки и поздравления к праздникам.
ДРУЖБА С ЖИТЕЛЯМИ КАРЕЛИИ
Андрею Салину 43 года. Он преподает географию и ОБЖ в Пушкино. Каждое лето приглашает учеников в двухнедельную экспедицию на российский Север. Андрей Александрович считает, что такой формат проведения каникул не только сближает ребят, но и знакомит их с природой.
– Во время экспедиций занимаемся практическими уроками, – рассказывает Салин. – Регулярно делаем наблюдения за северным миром флоры и фауны, знакомимся и общаемся с местными жителями. Когда возвращаемся домой, суммируем полученные знания и готовим доклад для научно-практической конференции.
В марте Андрей издал книгу про путешествия на Север с учениками. Сейчас ребята начинают потихоньку готовиться к следующему походу: разрабатывают маршрут, отмечая интересные точки на карте.
– Экспедиции – наша добрая традиция, – улыбается Андрей. – Некоторые жители Карелии нас уже в лицо знают и с нетерпением ждут в гости. Мы активно поддерживаем с ними связь в социальных сетях.