Инвалид из Подмосковья прозябает в неотапливаемом аварийном бараке

Общество
Анна Пенкина / Подмосковье сегодня

Фото: [Анна Пенкина / Подмосковье сегодня]

Когда-то у 42-летнего Дениса Матюнина было все: любимая жена, интересная работа, поездки, политические тусовки, знакомства со звездами. А сейчас он обездвиженный инвалид I группы, медленно угасающий в бараке без удобств и отопления в поселке Шеметово Сергиево-Посадского района. Дом на шесть квартир был признан аварийным несколько лет назад, но его до сих пор не могут расселить. Тем временем существование в таких ужасных условиях ставит под угрозу жизнь тяжелобольного человека. На месте побывал корреспондент «Подмосковье сегодня».

«МНЕ ЧАСТО СНИТСЯ ГОРЯЧАЯ ВАННА»

Дом № 9 по улице Центральной в поселке Шеметово найти невозможно. Навигатор его «не видит», а местные жители, почесав затылки, дружно отвечают, что «такого адреса у нас нет». Матери Дениса Матюнина Валентине Яковлевне пришлось встречать нас на трассе и вести вглубь двора.

«Вот наш барак!» – показывает женщина на одноэтажное приземистое строение, потерявшееся в россыпи благоустроенных кирпичных пятиэтажек.

Почерневший от времени, наполовину вросший в землю, с подслеповатыми оконцами в расшатанных рамах, он как бельмо на глазу у современного поселка. Нагнувшись, заходим в низенькую дверь. И сразу ощущаем жуткий холод.

На кровати, прислонившись к едва теплящейся печке, сидит, опершись на локти, молодой мужчина. Несколько лет назад у Дениса Матюнина обнаружилась страшная генетическая патология – множественный нейрофиброматоз, или болезнь Реклингхаузена. Он потерял возможность ходить, а его ноги чудовищно опухли и покрылись трофическими язвами.

«Я не мылся уже пять лет. Дом-то у нас без удобств. Мне часто снится, как принимаю горячую ванну. Я уже даже не мечтаю ходить. Мне бы только почувствовать себя чистым…», – вздыхает Денис.

В БЕЛОМ ДОМЕ

В 1991 году, будучи 16-летним мальчишкой, на первомайском митинге Денис «ради прикола» вступил в молодежное крыло одной политической партии. Носился по поручениям, помогал организовывать мероприятия, раздавал листовки, отправлял гуманитарную помощь в горячие точки по всему миру. А одна горячая точка настигла молодого человека сама. Это случилось 4 октября 1993 года.

«Я жил в Королеве и не знал, что в Москве началась заваруха. Приезжаю утром в штаб, а на улицах военная техника, милиция. Мы с приятелем тут же помчались к Белому дому – еще бы, на наших глазах творилась история! Вокруг под выстрелами падали люди. Раненых забирали не «скорые», а машины международной организации «Красный крест», – вспоминает Матюнин.

Рук катастрофически не хватало, и волонтеры «Красного креста» предложили ребятам помочь. Денис с другом, облачившись в куртки гуманитарной организации, таскали раненых, а убитых было так много, что их укладывали в штабеля. Потом стоящий у входа в Белый дом офицер велел им пройти внутрь – там тоже были пострадавшие.

«Мы бегали по лестницам и коридорам, заглядывали в кабинеты. Один из них был тогдашнего вице-президента РФ Александра Руцкого. Внутри сидел солдат с рацией, который сказал нам остаться здесь, ибо сейчас начнется очередная волна обстрела. Когда он ушел, мы заглянули в холодильник Руцкого – он был забит деликатесами. Мы их на носилках вынесли из Белого дома. Потом весь Королев гулял – это же было время тотального дефицита», – рассказывает Матюнин.

из личного архива

ХОДИШЬ? НУ И ХОДИ ПОКА

После возвращения из армии Денис стал помощником известного федерального политика (его имя мы намеренно не называем, дабы ситуацию с инвалидом не посчитали политическим заказом. – Прим. авт.). Он был кем-то вроде личного секретаря – организовывал его мероприятия, сопровождал на каждую встречу, вел его дела в Госдуме. Приходилось посещать в том числе и светские тусовки. Например, на открытии ресторана «Планета Голливуд» Матюнину довелось встретиться с Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне. А к легендарному Ролану Быкову он приезжал по делам.

Но все хорошее в жизни Матюнина, увы, скоро закончилось. По версии Дениса, его, наивного юношу, подставили перед шефом коллеги, и он был вынужден уйти. Устроился на работу охранником, женился.

И вдруг у него заболела спина. Думал – радикулит. Пошел в поликлинику, а там выписали кучу направлений на исследования. И огорошили диагнозом – болезнь Реклингхаузена.

«Меня направили в МОНИКИ на операцию. А врач отказался ее делать, сказал, что боится, вдруг меня в результате парализует. А так вроде бы хожу. Сказал: «Ну и ходи пока», – говорит Матюнин.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Жена ушла от него, узнав, что он неизлечимо болен. Вот уже пять лет Денис не покидает своей кровати в бараке в Шеметово. Как Матюнины туда попали? Как многие, несколько лет назад они решили улучшить жилищные условия, продали дом в Королеве, купили квартиру в Москве. Но оказались жертвами аферы. Ни денег, ни жилья. Потому и переехали в барак к своей родственнице в Шеметово. Прописали их по срочному договору найма жилья в маневренном фонде, который продлевали каждые два года. А потом Матюниным отказали в пролонгации. Обоснование отказа пришло в ноябре из Министерства строительного комплекса Московской области, подписанное и.о. начальника Управления программ ликвидации аварийного жилья Титом Забрияном.

«Указанный дом в 2015 году был признан аварийным. Срок действия вашего договора найма истек в марте 2017 года. Администрация Сергиево-Посадского района не имеет права заключать (продлевать) договора на жилое помещение в доме, который признан аварийным», – сообщил Забриян.

ВЫПАВШАЯ ЖИЗНЬ

Также начальник управления отметил, что мать и сын Матюнины признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору соцнайма. Но на учет согласно закону могут встать только граждане, проживающие на территории региона последние пять лет.

И вот парадокс – всю жизнь прожившие в Подмосковье Матюнины не могут воспользоваться этой льготой, потому что из их истории выпал довольно длительный период, когда они попали в аферу с продажей своего дома. И получается, что даже если злосчастный барак когда-нибудь снесут, то они из-за этого казуса не будут иметь права на расселение. Если, конечно, власти не помогут решить их проблему в «ручном режиме».

официально

Анна ЯКУШОВА, начальник отдела реализации жилищных программ администрации Сергиево-Посадского района:

– Для Матюниных уже найдена благоустроенная комната в коммунальной квартире. Как только они подтвердят свой жилищный стаж на территории Московской области, вопрос с переселением будет решен. Мы выискиваем все возможности, чтобы помочь этой семье.