К чему нужно быть готовым безбилетнику в транспорте
Фото: [Антон Новодережкин/ТАСС]
Участь пойманного кондуктором «зайца» обычно ясна – выходишь на первой остановке или платишь штраф. Но даже в такой ситуации могут быть исключения. Например, крупный областной перевозчик проводит для сотрудников инструктажи о запрете на высадку не заплативших за проезд детей. Выясняем, что по этому поводу думают сами водители и как в регионе решается проблема безбилетного проезда.
САДИСЬ, ДОВЕЗУ
Не желающего платить за проезд пассажира сегодня чаще всего высаживают из транспорта. Но, как показала практика, такой метод не может быть универсальным. Особенно если речь идет о детях, которых оставили ночью в незнакомой части города или посреди безлюдной трассы.
Чтобы избежать подобных инцидентов, в Мострансавто чуть больше года назад приняли внутренний документ: безбилетного ребенка водитель должен довезти до нужной остановки. С работниками транспорта проводят инструктаж о запрете высадки таких пассажиров. Ослушавшимся грозит наказание вплоть до лишения премии. Вместе с тем специальные правила и не потребуются, когда человек готов проявить сострадание.
– У меня недавно был случай: в автобус зашел школьник лет 10–12. Прикладывает карту к валидатору, а она никак не срабатывает, – вспоминает водитель Королевского пассажирского автотранспортного предприятия «Мострансавто» Орхан Гюлмамедов. – Ребенок занервничал, но я его успокоил, не высаживать же на мороз. На улице минус 15! Говорю: садись, довезу.
ОТ КОНТРОЛЯ НЕ УЙДЕШЬ
Другое дело – взрослые «зайцы», к ним требования гораздо строже. Из пригородных поездов, например, их обычно высаживают на крупных станциях, с которых можно уехать на альтернативном транспорте, отмечают в пресс-службе Московско-Тверской пригородной пассажирской компании (МТППК).
Вероятность остаться незамеченным минимальна. Безбилетных пассажиров электричек помогают ловить не только контролеры, но и сотрудники транспортной полиции, участвующие в рейдах. В свою очередь, Мострансавто помимо проверок несколько раз проводило акцию «Зайцам – нет!».
– Волонтеры и студенты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) проверяли, все ли пассажиры получают проездные талоны от водителя или кондуктора, – поясняют в транспортной организации. – Также напоминали жителям и гостям Подмосковья, для чего нужен билет и почему важно сохранять его на протяжении всей поездки.
КНУТ И ПРЯНИК
Технический прогресс явно не идет на пользу «зайцам».
– Для исключения конфликтных ситуаций контролеры-ревизоры в своей работе активно используют видеорегистраторы, – подчеркивают в пресс-службе МТППК.
Устройство крепится на ремень сумки, пишет и видео, и звук. Замечено: безбилетные пассажиры после предупреждения о том, что их снимают, начинают вести себя более сдержанно.
В борьбе с безбилетниками эффект дает не только кнут, но и пряник. Если раньше при отсутствии наличных пассажир автоматически становился «зайцем», то сегодня может оплатить проезд «Стрелкой», а с марта прошлого года еще и бесконтактной банковской картой либо с помощью гаджета. С появлением новых способов оплаты «зайцев» стало меньше, подсчитали в Мострансавто.
– Однажды из-за отсутствия наличных мне пришлось выйти из автобуса, тогда еще картой рассчитаться было нельзя, – говорит офис-менеджер из Химок Олеся Антонова. – Сейчас таких проблем нет.
Работники контрольно-ревизорской службы Мострансавто могут обратиться к пассажиру с просьбой предъявить проездной документ. При его отсутствии – оплатить проезд или покинуть салон. Полномочия по взысканию штрафов с безбилетников возложены на сотрудников Административно-пассажирской инспекции области.
Игорь Тресков, заместитель председателя правительства Московской области:
– Наша задача – бороться с нарушениями финансовой дисциплины, будь то безбилетный проезд, невыдача пассажирам документа, подтверждающего оплату или непредоставление возможности безналичной оплаты проезда.