Как первый проект по инклюзивному плаванию в Московской области помогает детям-аутистам
Фото: [Благотворительный фонд «Шаг в инклюзию»]
На базе спортивной школы «Метеор» в Балашихе уже полгода работает проект комплексного адаптивного обучения плаванию для детей с аутизмом «Как все». Это единственная секция в области, где дети, имеющие ментальную инвалидность, могут не просто научиться держаться на воде, но и освоить основные техники плавания. Подробности в нашем материале.
ПРОГРАММА ПРИШЛАСЬ КСТАТИ
Организатором проекта является благотворительный фонд «Шаг в инклюзию». К слову, недавно благодаря этой организации в городе появился первый адаптивный класс для аутистов на базе обычной школы (№ 125 «Подмосковье сегодня» от 11 июля 2019 года). По словам президента фонда Анны Садохиной, все подобные инициативы реализуются по просьбам местных жителей.
– Официальных запросов в наш фонд от родителей детей-аутистов всего поступило около 400, – поясняет Садохина. – И связаны они были не только с проблемой инклюзивного образования, но и с отсутствием адаптированных программ в учреждениях физической культуры и спорта. Так и родилась идея проекта «Как все».
Сейчас в секцию берут ребят даже со смешанными нозологиями, то есть тех, у кого помимо аутизма также имеется диагноз ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна.
ПОСТОЯННЫЙ ТАНДЕМ
Участники проекта занимаются малыми группами по два человека. Тренер закреплен за каждым. А еще на занятиях постоянно присутствуют врач-психиатр и тьютор. Главная особенность – во время урока тренер все время находится в воде вместе с ребенком, а не стоит на бортике бассейна.
– Чтобы работать с такими тяжелыми детьми, нужно иметь особую квалификацию, опыт и, может быть самое важное, огромное желание, – поясняет Садохина.
Специалист по адаптивному плаванию Ольга Васильева отмечает, что при правильном подходе дети с особенностями действительно могут добиваться потрясающих успехов в плавании.
– Некоторые наши воспитанники уже показывают отличные результаты, поэтому хочется, чтобы количество подобных секций увеличивалось, – говорит Ольга. – Да, они есть, но, например, не везде предоставляют для адаптивных занятий глубокую воду, объясняя это тем, что дети-инвалиды больше подвержены риску. Но при правильном подходе все можно организовать.
В свое время Ольга окончила Университет физкультуры и спорта в Москве (кафедра реабилитации и адаптации), до этого несколько лет отработала акушеркой в роддоме. По словам Васильевой, этот опыт также очень помогает ей при работе с такими детьми.
– В идеале тренер в инклюзии и должен иметь и спортивное, и медицинское образование, но таких специалистов крайне мало, – поясняет Васильева. – И это пока вторая проблема этого направления. Молодые тренеры не хотят идти работать в инклюзию. Им проще пойти в какой-нибудь фитнес-клуб.
И ФИЗИКА, И ЭМОЦИИ
Сейчас секцию регулярно посещают 20 детей. Один из них – семилетний Данила. У мальчика тяжелая форма аутизма. При этом, как рассказывает его мама Алена, ребенок очень открытый и общительный.
– Он любит узнавать мир, но ведет себя так, как ему хочется, и не признает ограничений. Поэтому, до того как мы узнали о проекте в «Метеоре», от нас все отворачивались, – вспоминает мама. – Даня тут очень быстро развивается. И физически – мальчик меньше сутулится, стал реже простужаться, и эмоционально – завел новых друзей.
Еще один завсегдатай секции – восьмилетний Максим. Как и Даня, он аутист. Как рассказывает мать мальчика Ирина Воронова, недуг очень сильно отразился на физическом состоянии ребенка.
– Сын был очень худой, мышц практически не было. Мне все говорили, что поможет плавание, но нас никуда не брали. Я пробовала заниматься с ним сама, выходило не очень, – вспоминает Ирина. – В феврале мы впервые услышали о проекте «Как все» и записались. В июне Максим научился держаться на воде сам.
– Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в особых условиях, особой реабилитации, в особых образовательных подходах, – сказала уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – И в Подмосковье стараются, чтобы ребята с аутизмом имели возможность получать реабилитацию и образование в своем муниципалитете: открывают ресурсные классы и реабилитационные центры. Их пока не так много, как хотелось бы, и есть дефицит специалистов, работающих с этой категорией детишек. Нам есть к чему стремиться. Поэтому рады, что в эту сферу приходят новые интересные социально ориентированные проекты.