Обитатели приюта «Ной» в Голыгине срочно ищут новое жилье
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
Без крыши над головой в скором времени могут остаться около сотни постояльцев социального лагеря «Ной» под Сергиевым Посадом. Из-за обращений соседей по СНТ, вероятно, они вновь обретут статус бездомных. Что делать людям, большинство из которых имеют инвалидность, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
Вон из дома!
На огромной территории бывшей базы отдыха «Кристалл» в Голыгине стоят несколько заброшенных двухэтажных коттеджей. Два из них стали пристанищем для тех, кто оказался на обочине жизни. Здесь около года открыт приют с символичным названием «Ной». Перед корпусом для тяжелых и лежачих постояльцев стоят вырезанные из дерева медвежата, лебеди из шин, разбиты клумбы. Неподалеку грядки с зеленью, а также главная гордость местных обитателей – теплица.
– У нас все – инвалиды, им очень тяжело работать на земле. Мы вложили столько труда в посадку грядок. В теплице разные сорта овощей, на грядках – капуста, семена мы сами заготавливали с прошлого года, – рассказывает одна из жительниц приюта Елена.
Рядом с домом слесарная мастерская. Здесь мужчины шкурят дерево и изготавливают детали для табуреток. В подвале коттеджа еще одна мастерская, с ткацким станком и столом для поделок из дерева, глины. Для удобства обитателей установили канализацию, отремонтировали котельную. Частично привели в порядок коттеджи. Остальное доделать уже не успеют, приют вынуждают покинуть насиженное место.
– Мы уже начали собираться, часть людей уехала, кто-то пытается начать самостоятельную жизнь. Осталось 80 жильцов, многие из которых перенесли инсульты и с трудом передвигаются. Как и куда мы будем выезжать, пока неизвестно, – отмечает комендант приюта Юрий Бишенков.
Неугодное соседство
Покинуть территорию приходится из-за недовольства местных жителей. Соседи по СНТ развернули фактически военную кампанию против приюта. На протяжении полугода они обращались во все инстанции и даже начали собирать подписи к петиции на имя губернатора региона. Жители уверяют, что в деревне участились случаи воровства и бродяжничества. Основная претензия – за постояльцами приюта нет должного контроля, так как учреждение никак не оформлено.
Директор социального лагеря Емилиан Сосинский, в свою очередь, утверждает, что жильцы всегда под присмотром и строго соблюдают установленные правила. Основное требование от постояльцев – желание начать новую жизнь и не употреблять алкоголь.
– Несколько лет назад Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы прислал нам техническое задание по устройству приюта. Так, в каждом доме должно быть два лифта, в комнате жить не более 4 человек, а на содержание инвалида нужно тратить 65 тысяч рублей в месяц. Нормативы списаны с центров пребывания для ветеранов труда. Таких возможностей у нас нет – получается, бездомный должен умирать на улице, – объясняет Емилиан Сосинский.
Шанс на спасение
Дом трудолюбия «Ной» принимает всех обратившихся независимо от пола и возраста. Новички в течение месяца находятся на испытательном сроке. Если все нормально, им дают работу и помогают восстановить документы. У «Ноя» есть трудовые и социальные приюты. В последних проживают женщины с детьми, инвалиды и пожилые люди.
Один из таких находится под Ивантеевкой. В нем 125 человек. Кто-то следит за козами и курами, на ком-то уборка территории, другие воспитывают детей. Кроме того, есть свой швейный цех. Одна из портних Ольга научилась ремеслу здесь. Она – бывшая заключенная, несколько лет провела на улице, перенесла воспаление легких и нуждается в дорогих лекарствах.
– Здесь научилась шить, теперь мы вчетвером ежедневно шьем 17 комплектов постельного белья. Живу в хороших условиях, нашла друзей, даже, можно сказать, семью, – делится Ольга.
У каждого из жильцов своя тяжелая, а подчас шокирующая история. И все в один голос говорят, что смогли подняться только благодаря «Ною». Однако 1 июля они должны освободить обжитую территорию. В качестве временного жилья Емилиан Сосинский нашел два дома в Подмосковье. Адрес просит не сообщать, опасается вновь столкнуться с агрессией и неприятием людей. И надеется, что когда-нибудь «Ной» найдет свой причал.