Около 200 учеников, в том числе и иностранных, променяли весенние каникулы на Зимнюю пущинскую школу
Фото: [из личного архива]
Импровизированное африканское кафе, лекции со змеями в мешках с ведущими российскими учеными и математические фокусы с цепочками. Кажется, что здесь, в Зимней пущинской школе, забывают про обычные методики преподавания. Вместе с профессионалами дети моделируют лекарство от бешенства, одним движением развязывают запутанные веревки и ищут симптомы шизофрении. Почему среди школьников так популярны интеллектуальные игры, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
«ГОРДИМСЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ»
Не школа, а мечта: здесь нет расписания уроков, не ставят оценок, не задают домашнее задание и не ругают за прогулы. Зимнюю школу придумали ученые из Пущина еще в 1990 году для своих детей, но сегодня этот проект уже приобрел международный формат, который объединяет учеников, студентов, начинающих ученых и заслуженных преподавателей.
– Мы растем. У нас детей больше, чем в прошлом году и значительно больше курсов. Очень крутые лекции. Растем в количестве трансляций. Гордимся своей работой, – рассказывает организатор Зимней пущинской школы (ЗПШ) Екатерина Малышева.
В этом году в ЗПШ принимают участие около 200 человек. Треть из них – жители Пущина, еще треть приехала из столицы, остальные – со всей России, а также из Австрии и Израиля. Чтобы попасть сюда, они прошли строгий отбор: для поступления в школу нужно было набрать минимум 10 очков на стартовом этапе, которые даются за победу в областных и городских олимпиадах. Следующий этап – турнирный, который прошел со 2 февраля по 4 марта в очно-заочном формате.
«ЧТО ПРОИСХОДИТ?»
Перед началом лекции Федора Кондрашова школьникам дают задание: в течение пяти минут писать о том, что их волнует прямо сейчас, без остановок и исправлений. Это упражнение помогает поставить письменную и устную речь. Кондрашов приехал из Австрии и вместе с детьми обсуждает книги. Курс начинается с повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый».
– Когда я начала читать, у меня в голове был только один вопрос: «Что здесь происходит?» – делится впечатлениями участница клуба.
Лектор улыбается и предупреждает, что это только начало книги, скоро все встанет на свои места, и читатели поймут, где происходит действие и кто главный герой.
– Курс построен вокруг обсуждения текстов и направлен на то, чтобы школьник сам разобрался в произведении и рассказал, что оно для него значит. По поводу сегодняшнего занятия могу сказать, что у детей уже есть первые задатки к пониманию текста. К следующему занятию ребята прочитают еще две главы, – говорит Федор Кондрашов.
5000 МАШ ИЗ ПРОБИРКИ
– Сегодня первая лекция из курса «Все умрут, а я останусь». Мы рассказываем детям о том, как придумываем таблетки, – поясняет лектор из Австрии Петр Власов.
Сейчас он работает под Веной в Институте науки и технологий, но каждый год приезжает сюда, чтобы поделиться с будущими учеными чем-то новым.
– У меня есть одно простое объяснение того, почему я каждый год здесь. Я считаю, что мне в жизни очень сильно повезло. Моя встреча с Михаилом Ройтбергом (доктор физико-математических наук, заведующий базовой кафедрой «Яндекс» НИУ ВШЭ – Прим. «Подмосковье сегодня») и со многими другими коллегами – это большая удача. Я считаю, что это везение мне нужно как-то компенсировать и отдать часть знаний и этой энергии, – говорит Власов.
В классе восемь слушателей. Сегодня они изучали белки и вирусный геном, сравнивая строительство ДНК со сборкой стула из «Икеи», моделировали в компьютере лекарство от бешенства и выясняли, почему нельзя вылечить всех людей от СПИДа.
– Думаю, что в будущем я смогу из пробирки сделать 5000 таких Маш и уже на них тестировать свои лекарства, – заявляет шестиклассник Сергей Чайников.
Сережа приезжает сюда уже второй год, потому что «здесь много курсов, крутые преподаватели».
– Если кто-то думает, что природа не изобрела колеса, то этот человек не знает молекулярной биологии. Пока я не могу определиться, кем хочу стать – физиком или биологом, поэтому выберу что-то на стыке – биофизику, – делится школьник.
Сегодня школьники изучали яды на примере настоящих змей и развязывали узлы на веревках одним движением.
ДИКИЕ ЭНЕРГИИ
«Фишка» Зимней школы этого года – африканское кафе. На входе посетителей встречает баннер «Нет бахилам, да бананам» и предупреждение, что войти можно либо босиком, либо в сменке. Импровизированные стулья сделаны из палет, на них лежат подушки. Здесь же для полноты образа – стог сена, картины с тиграми и запах травяного чая.
– Очень хотелось организовать место, где можно посидеть на мягком. Ведь все, когда приходят в кафе, ищут место на диване. Второй момент – негде поговорить. Если понаблюдать, где люди собираются, то это коридоры. А здесь они могут посидеть, поговорить, обсудить, что произошло за год, ведь многие приезжают сюда не первый раз, – говорит организатор африканского кафе Ася Воробьева.
По ее словам, это одно из самых популярных мест в школе. Африканский стиль выбран неслучайно. Идею реализовали с расчетом на то, что школа – это место, где бродят дикие энергии.