Памятник разбившемуся летчику-испытателю хотят установить в домодедовской школе
Фото: [Кирилл Низамутдинов]
Возле Константиновской школы в Домодедове поисковики раскопали обломки самолета-истребителя И-180, на котором в 1939 году во время экспериментального полета разбился советский летчик Томас Сузи. Все эти годы никто не знал точное место авиакатастрофы – материалы были засекречены.
ЗАГАДКА УПАВШЕГО САМОЛЕТА
Пятнадцать лет назад будущему командиру поискового отряда «Исток» Кириллу Низамутдинову соседка рассказала, как в 1939 году стала свидетельницей авиакатастрофы.
– Пикирующий самолет рухнул на окраине села Константиново, – говорит Кирилл. – В то время соседка была ребенком, вместе с местными жителями она побежала к месту падения. Летчику спастись не удалось.
Кирилл потерял покой. Что это за самолет, почему он разбился в мирное время? Из местных никто ничего не знал, да и поиск в интернете оказался бесплоден. Молодой человек даже возил старушку на место предполагаемой катастрофы, но та не смогла узнать окрестности – за прошедшие десятилетия район плотно застроили. Кирилл предположил, что если крылатая машина действительно падала, то обломки лежат под фундаментами жилых домов, найти их невозможно. И забыл об этом на долгие годы.
– А недавно ко мне обратился наш домодедовский краевед Виктор Ведешкин, – рассказывает Низамутдинов. – Спросил: «Где тут у нас упал самолет Томаса Сузи»? Я тогда впервые услышал это имя. Полез в Википедию и увидел, что на самом деле летчик разбился в районе станции Домодедово. Но где конкретно – неизвестно.
ПОИСК В АРХИВАХ
Кирилл вспомнил рассказ соседки, ныне, к сожалению, покойной. Место и время катастрофы совпадало. Но обломки можно было искать бесконечно, ведь в 1941-42 гг. в небе над Домодедовом шли ожесточенные воздушные бои и местность была буквально усеяна останками как немецких, так и советских самолетов.
Мужчина отправился в Российский государственный архив экономики – там хранятся документы народного комиссариата авиационной промышленности, в том числе материалы авиакатастроф. Там ему удалось найти пухлую папку с документами о крушении И-180 под управлением летчика-испытателя Томаса Сузи.
Согласно материалам, 5 сентября 1939 года Сузи должен был совершить экспериментальный полет с целью определения максимальной высоты. Ему удалось подняться до 9 тыс. м, и что-то пошло не так: истребитель рухнул.
– В деле были свидетельства очевидцев, – продолжает Кирилл. – Самолет падал штопором, на высоте 200 м он выровнял полет, но вскоре разбился.
Тело пилота лежало в полутора сотнях метров от машины. Парашют был не раскрыт, судя по его положению, летчик и не пытался дергать за шнур.
УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ
Место катастрофы оцепили, приехала комиссия из Москвы, которая забрала тело пилота и части самолета, чтобы провести экспертизу. Но причину катастрофы точно не удалось выяснить.
В папке была найдена рукописная схема места авиакатастрофы, но она малоинформативна. Члены «Истока» обратились в Национальный архив США, где хранятся копии немецкой аэрофотосъемки времен Второй мировой. При сличении рукописного плана и фотографий удалось установить точное место аварии.
– Это оказался незастроенный участок в 30 м от забора Константиновской школы, – удивляется Кирилл. – Нам повезло: при раскопках мы нашли множество деталей самолета, они были с номерами, свидетельствующими, что это действительно тот самый И-180.
Часть найденных обломков будет передана в Домодедовский историко-художественный музей. Поисковики предлагают установить на территории школы памятный знак, увековечивающий подвиг советского летчика-испытателя.
– Музеи и памятные знаки в школах и на их территориях значимы и важны для патриотического воспитания, - рассказали в Комитете Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. - Это возможность для детей, их родителей и учителей прикоснуться к истории, памяти о великих подвигах и самопожертвовании наших дедов и прадедов.