Папа может! Отец из Химок ушел в декрет, и все остались довольны

Общество
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

Официально в России уже 10 лет в отпуск по уходу за ребенком может уйти не только мама – декрет разрешено оформлять папам и другим членам семьи. Главное, чтобы это был кто-то один. Несмотря на «возраст» поправки, этой возможностью пользуются только около 2% семей в год (по данным исследовательского центра портала SuperJob). Причина – уход за ребенком в нашей стране традиционно считается женским делом. Корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщался с жителем Химок Филиппом Костюковым, который ломает этот стереотип.

Готовясь к встрече с Филиппом, я наткнулся на странную статистику от фонда «Общественное мнение». По данным фонда, около 77% россиян поддержали бы мужчину в декрете, если бы таковой появился среди их знакомых. При этом «назло» цифрам интернет пестрит историями, как такие папы сталкиваются с непониманием родственников, друзей и работодателей, зарабатывая себе ярлыки «неудачников», «подкаблучников» и даже «альфонсов». В надежде разобраться с этой двоякой ситуацией я побеседовал со смелым папой из Химок. Встречаю Филиппа возле подъезда его дома – он согласился пообщаться во время прогулки с ребенком.

Европейская схема

Филиппу 29 лет, и у него двое детей. Старшего – пятилетнего Артема – он еще с утра отвел в детский сад. В коляске сейчас лежит 10-месячный Олег. В отпуске по уходу за ребенком Филипп уже четвертый месяц – вместе с супругой они придерживаются европейской схемы, когда в декрет сначала уходит один родитель, а второй обеспечивает семью, а потом они меняются местами. Такую практику, в частности, активно используют в Дании.

– У нас с женой в этом плане в нужный момент совпали настроения. Она хотела выйти на работу, я тоже был не против что-то поменять в жизни. Знаете, даже если ты любишь свою работу и держишься за должность, наступает момент, когда от всего устаешь. Тем более грудью она тогда уже не кормила, – вспоминает Филипп.

Работодатель не стал чинить молодому человеку препятствий. Филипп трудится в крупной нефтеперерабатывающей компании, и папы в декрете там не в диковинку.

– Единственный вопрос, который мне задали – уйду я на полтора года или на три. Я пока решил, что как только Олег пойдет в детский сад, снова выйду на работу, – говорит Филипп.

Деньги – не главное

Пособие Филиппа по уходу за ребенком составляет более 23 тыс. руб. – максимально возможная для Подмосковья сумма. Если бы в декрет ушла супруга, выплаты составили бы около 6000 рублей. При этом молодой человек отмечает, что денежный вопрос не играл решающую роль.

– По законодательству размер пособия – 40% от моей среднемесячной зарплаты. Даже при нынешних доходах жены мне работать было бы выгоднее, так что цели получить большее пособие у нас не было, – рассказывает Филипп.

– Тогда в чем причина? – спрашиваю отца.

– Семья – это ведь еще и взаимное развитие. Меняясь ролями, ты помогаешь близкому человеку развиваться. Новый всплеск, новые эмоции, отношениям это только на пользу, – продолжает Филипп.

Не отпуск, а работа

Папа в декрете рассказывает, что раньше и представить не мог, насколько это сложно – ухаживать за ребенком.

– Все дети хорошие, когда видишь их по два часа в день, а вы попробуйте 24 часа с грудничком провести, – отмечает он.

Молодой человек признается, что охарактеризовать его прошлое отношение к этому можно двумя историями.

– Помню, брала у нас отпуск по уходу за ребенком одна сотрудница. Она пробыла в нем полтора года, только вышла на работу – и тут же попросилась в отпуск, но уже в обычный. Я тогда подумал: «Ничего себе! Полтора года отдыхала и снова пошла, так еще и деньги за это получит». Второй момент – меня всегда поражало, почему жена, находясь целый день дома, не успевает убраться и вынести мусор. Теперь я беру свои слова назад. После такого «отпуска» отдых просто необходим! – рассказывает Филипп.

Теперь молодой человек считает, что в некоторых случаях папа в декрете может быть даже эффективнее, чем мама.

– Если папа умеет водить машину и готовить, то он универсальный родитель в декрете – и ребенка в поликлинику быстро отвезет, и жену накормит, когда та с работы вернется.

Целая банда

Подъем в семь утра, старшего в детский сад, младшего покормить, напоить, поиграть, забрать старшего из детского сада, погулять, параллельно поддерживать в квартире чистоту – вот распорядок обычного дня Филиппа.

– Это не ребенок, а целая банда! Все ему нужно потрогать, попробовать, скинуть со стола. По телевизору включи ему передачи с Гордоном, иначе будет плакать, дай послушать Boney M или тоже закатит скандал, если спать, то только на ортопедическом матрасе. И вот наступает обеденный сон, все сделано правильно – Олег на ортопедическом матрасе, по телевизору Гордон, из динамиков Boney M, тоже ложишься рядом отдохнуть, и тебе уже маленькая ручонка стучит по лицу – вставай. И все начинается заново, – рассказывает Филипп.

– Когда вы только начали сидеть с детьми, кто кому первый звонил – мама, которая переживала, или вы – чтобы спросить совет?

– У нас как-то все просто с этим было. Единственное, мне супруга показала, как ребенка правильно держать, когда его моешь после туалета, – говорит Филипп.

– А мама не ревнует, что ребенок к вам больше привяжется?

– Нет. Она тоже с ним много времени проводит. Правда, когда Олег супругу целует, почему-то морщится, а когда меня – нет. Но это больше повод для шуток, чем для ревности, – смеется Филипп.

Мужественность и стереотипы

Стереотипы про «мужчину-домохозяйку» и «мужика-тряпку» Филипп называет бредом.

– Этих людей я не понимаю. Из-за того, что я отсасывал своему ребенку сопли, когда это было необходимо, или то, что я подмываю его каждый день – я что, становлюсь от этого менее мужественным? Своим друзьям и родственникам я давно все доказал. Я зарабатываю неплохие деньги, работаю на хорошей должности, на которую вернусь после декрета. Просто в этот момент жизни мы с женой так решили. А все эти «крутые» парни, которые бьют себя кулаком в грудь, доказывая, какие они добытчики, пусть хотя бы подгузник поменяют, чтобы у них руки не дрожали. Не буду скрывать, есть несколько знакомых, которые перестали заходить и звонить, но многие, особенно те, которые готовятся стать отцами, обращаются за советом.

Ирина, жена Филиппа Костюкова:

из личного архива

– Я не лью слезы о том, что хожу на работу. Я сама просила об этом супруга, и очень хорошо, что это обоюдное решение. Сначала он сам старался оформить все документы на ребенка – СНИЛС, свидетельство о рождении… Потом эта помощь стала сильнее. Мне кажется, любой женщине приятно, когда отец берет на себя обход врачей и прививки. На вопрос о том, зачем нужен молодой человек, который не может обеспечить женщину, могу добавить: такой женщине нужен банкомат, а не мужчина. К сожалению, эта позиция рано или поздно приведет к разводу. Статистика лишь подтвердит мои слова.