Приключения француза в Коломне: уроженец Гренобля занялся выращиванием спаржи
Фото: [ekolomna_sparja/instagram.com]
Спаржа в Подмосковье? Да нет, невозможно – это южное растение совершенно не приспособлено для культивирования в средней полосе России. Так еще совсем недавно заявили бы фермеры Московской области. Но Николя Буассе собственным примером удалось доказать обратное – уже несколько лет он успешно выращивает под Коломной этот зеленый деликатес.
КОРНИ ПОД ЗАПРЕТОМ
Николя родился и вырос во французском городе Гренобль, среди его предков – французы, итальянцы и… кубанский казак. Но о России в семье долгое время было не принято даже упоминать.
– В первые годы после революции власти отобрали у дедушки все имущество, расстреляли многих его родственников и друзей, – говорит Николя. – Ему самому чудом удалось сбежать во Францию. Он ничего не рассказывал детям и внукам о своей российской жизни, запрещал разговаривать на русском языке. Почему-то боялся.
После его смерти негласный запрет снялся сам собой и потомкам удалось через казачье атаманство найти контакты российских родственников, которые до сих пор проживали на родине деда – в станице Кардоникская Зеленчукского района Карачаево-Черкесии.
– Мы отправились туда летом в гости, – вспоминает Буассе. – Привезли одежду, вино, сыры. Родня очень обрадовалась и нам, и подаркам. А меня, 12-летнего, Россия поразила своей серостью, отсутствием благоустройства и улыбок на лицах. Это был 1988 год – время тотального дефицита и тревожности.
РУССКАЯ ДУША – В РЕГИОНАХ
Но потом юный Николя привык и каждые каникулы проводил в Карачаево-Черкесии, где его усиленно учили русскому языку. Дома он и сам учился, подбирая репетиторов среди русских эмигрантов. Языком овладел настолько хорошо, что даже закончил факультет русской филологии университета Гренобля. Потом получил еще и экономическое образование и стал трудиться экспортным менеджером французских компаний. Ареалом работы были русскоязычные страны – бывшие республики СССР: Россия, Украина, Белоруссия.
– Я чувствовал, что развития у себя на родине не смогу получить, – делится соотечественник Стендаля. – Франция скучна, предсказуема, с огромной трудовой конкуренцией. В России больше возможностей.
Буассе стал работать по контракту коммерческим директором российского представительства французской компании, занимающейся производством стройматериалов. Переехал в Москву.
– Все-таки Москва – это не совсем Россия, – делится Николя. – Это мегаполис со смешением культур. А настоящая русская душа – в регионах, например, в Подмосковье.
ПОТЯНУЛО К ЗЕМЛЕ
Николя очень любил выезжать в леса на шашлыки, посещать достопримечательности подмосковных городов, осматривать усадьбы. Но и столичные развлечения в виде ночных клубов и ресторанов ему не были чужды.
– Если сейчас европейцами в России никого не удивишь, то поначалу они были в диковинку, – смеется Буассе. – Все хотели со мной поговорить, если знали хотя бы одно французское слово, его вставляли в разговор. Спрашивали, правда ли в Европе считают, что здесь по улицам ходят медведи, а все русские пьют водку? Насчет медведей – не считаем, а пьют французы не меньше, чем россияне, только другие напитки.
Буассе быстро надоело работать «на дядю», и он пустился в свой собственный бизнес. Начал с оптовой торговли стройматериалами. Дело пошло успешно, но он понял, что устал от Москвы. Его потянуло к земле.
– Мой папа занимается выращиванием спаржи, – говорит Николя. – Я ее очень люблю, но свежей спаржи в России просто не достать, она вся привозная. Вот так и родилась идея проекта.
Буассе в рамках маркетингового исследования взял интервью у своего старого знакомого Виктора Рымова, который на тот момент работал замдиректора по маркетингу французской торговой сети. Выяснилось, что запрос на свежую спаржу есть. У Рымова оказался бесхозный участок земли площадью в 1 га в дачном массиве под Коломной. Купили морозоустойчивые голландские семена и экспериментально засеяли землю.
Первый урожай спаржи можно снять только спустя три года. В качестве промо и получения обратной связи всю партию раздарили шеф-поварам московских ресторанов.
ЛЮБОВЬ И РАСТЕНИЕВОДСТВО
Виктор и Николя создали компанию и взяли в аренду еще два десятка гектаров. Подмосковную спаржу с «французским акцентом» можно купить в супермаркетах крупных торговых сетей. Разлетается она на ура.
Николя Буассе настолько прочно прикипел к России, что в спутницы жизни выбрал русскую девушку. С супругой француз познакомился... на поле.
– Елена была коммерческим директором компании, занимающейся выращиванием конопли. Нет, не наркотической, другого сорта, – смеется Николя. – Они делали из нее конопляное масло. А нам была нужна конопля для мульчи, которой мы защищаем спаржу от сорняков. Бродили по полям и постепенно влюбились.
Сейчас Елена и Николя ожидают первого ребенка. Французу легко с супругой: помимо любви друг к другу, их связывает общая любовь к сельскому хозяйству. Теща приобщает французского зятя к русской кухне – готовит великолепные голубцы, борщи и котлеты.
– А я приобщаю Николя к русской истории, – улыбается Виктор Рымов. – Познакомил его с руководителями русского казачества. Атаманы хотят посвятить его в казаки, выдать форму и шашку.
В ближайших планах Николя и Виктора – заняться производством мини-брокколи и научить коломенских фермеров выращивать спаржу. Реализацию урожая партнеры берут на себя. Подмосковной спаржей они мечтают накормить всю Россию.
– В Подмосковье приступили к сбору одного из первых редких овощей, - рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Сергей Воскресенский. - Спаржу в хозяйстве Николя Буассе и Виктора Рымова в связи с неблагоприятными погодными условиями в этом году начали собирать во второй декаде мая. На сегодняшний день собрано порядка 3,5 тонны овоща. За этот сезон хозяйство планирует получить около 8 тонн спаржи. Начинало хозяйство свою деятельность пять лет назад с плантации площадью в 1 га, в 2021 году сельхозпредприятие засеяло культурой более 16 га. Спаржу доставляют в рестораны и в торговые сети региона и столицы уже через несколько часов после сбора.