Сдать или забыть: эксперты, учителя и родители поделились мнениями о том, стоит ли сделать ЕГЭ необязательным

Общество
Кирилл Каллиников/РИА Новости

Фото: [Кирилл Каллиников/РИА Новости]

С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школах и основной формой вступительных испытаний в вузы. Однако в прошлом учебном году пандемия коронавируса внесла в процесс важные коррективы. Единый госэкзамен сдавали только те одиннадцатиклассники, которые собирались поступать в вузы, а ОГЭ для девятиклассников отменили полностью. Летом в Госдуму и вовсе внесли законопроект об отмене обязательных финальных испытаний в этом формате. Обсуждение с начальной точки пока не сдвинулось. Окончательное решение будет принято, как прояснится ситуация с ковидом. Корреспондент «Подмосковье сегодня» поговорил с подмосковными экспертами о плюсах и минусах обоих сценариев.

АТТЕСТАЦИЯ ВАЖНА

Инициатива сделать ЕГЭ необязательным принадлежит депутатам партии «Справедливая Россия». Продиктовано решение, по их словам, не только ситуацией с коронавирусом, но и временем. Как отмечают парламентарии, формат ЕГЭ создает условия, при которых выпускники школ сосредоточивают усилия на получении результатов исключительно по двум-трем профильным предметам. От этого страдает общий уровень образования. К тому же в последнее время возросло количество подростков, которые не планируют поступать в вузы, а ограничиваются средне-специальным образованием. В техникумы же берут по результатам школьных аттестатов.

– ЕГЭ и ОГЭ – это большой стресс и для детей, и для родителей, и для учителей, – считает директор Дмитровской гимназии «Логос» Ольга Лазарева. – Стоит признать, что сейчас в 11-х классах есть ребята, которые просто не определились с профессией и в вуз они пока не собираются. Им очень тяжело готовиться к Единому гос­экзамену, и я считаю, что сделать ЕГЭ необязательным – неплохая идея. Но в целом итоговые экзамены, которые покажут уровень знаний ребенка, все-таки важны, просто нужно сделать их в другом, внутри­школьном формате.

При этом Лазарева отмечает, что, если сделать сдачу ЕГЭ по желанию, в таком случае необходимо будет разделить детей на потоки и готовить к экзаменам по разным программам.

ВОЗВРАТ К ПРОШЛОМУ

В том, что итоговые испытания важны в том или ином виде, уверена и учитель математики школы № 15 города Красногорска Гретта Саркисова. Аттестация поднимает ценность образования, и дети знают, для чего они учатся. Но если можно было бы выбирать, ЕГЭ или обычные внутришкольные экзамены, она выбрала бы второй вариант.

– Во-первых, так можно глубже оценить знания детей. Во-вторых, на таких экзаменах дети испытывают меньший стресс, – говорит Саркисова. – Но мне кажется, что система должна быть единой для всех. Если ЕГЭ – значит сдавать его должны все без исключения. Если старые экзамены – точно так же.

За возвращение старого формата аттестации ратуют и многие родители.

– Когда сын в прошлом году сдавал ЕГЭ, я помогала ему готовиться и изучала вопросы тестирования, – рассказала мама выпускника школы № 21 города Раменского Ирина Костенникова. – Надо признать, что какие-то вопросы меня ставили в тупик, потому что ответить на них можно было двояко. К тому же некоторым людям сам формат тестирования не подходит – им легче ответить на вопросы учителя устно.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Заместитель председателя Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Алексей Мазуров уверен – ЕГЭ и ОГЭ стоит оставить хотя бы потому, что благодаря им можно делать выводы об усвоении программы в целом по региону или стране.

– Русский язык – государственный, поэтому важно проверить его знание. Второй обязательный предмет – это математика. Ее также надо оставить. Остальные же предметы и так являются добровольными. А если и русский с математикой сделать добровольными, то нужно компенсировать это всероссийскими проверочными работами, – отмечает депутат.

ОГЭ ДОЛОЙ?

За сохранение ЕГЭ и учитель русского языка и литературы Лицея научно-инженерного профиля в Королеве Марина Шушкевич. В этом году она подготовила сразу 13 стобалльников.

– Единый госэкзамен – это четкая конечная цель, к которой идут дети весь процесс обучения. А если ее не будет, тогда зачем все это нужно? – отмечает педагог. – К тому же, написав ЕГЭ в школе, можно с ними же поступать в несколько вузов, не сдавая доп­экзамены. Кроме того, если ребенок даже не собирается поступать изначально, вдруг в следующем году он захочет. А результаты ЕГЭ еще будут действовать.

А вот рассмотреть отмену ОГЭ, по мнению Шушкевич, действительно стоит.

– В техникумы и колледжи все равно принимают по результатам аттестатов, в 10-й класс тоже. Вопросы в этом экзамене ничего общего не имеют с вопросами ЕГЭ, если даже говорить о подготовке к нему. Это лишний стресс для детей, – сказала педагог.

«ЗА» и «ПРОТИВ»

Разделились мнения и у самих школьников. Одиннадцатиклассник школы № 8 города Жуковского Никита Самсонов, который после окончания 9-го класса сдавал ОГЭ, отметил, что этот экзамен не имел для него смысла.

– Не совсем понятно, зачем он был нужен. Всех моих одноклассников, которые не захотели продолжать учебу в школе после 9-го класса, приняли в техникумы и колледжи по результатам аттестатов. В 10-й класс тоже брали людей, которые в принципе хорошо учились, – поясняет свою позицию Самсонов.

При этом ЕГЭ Никита собирается сдавать, даже если его сделают необязательным. Но сам формат экзамена его настораживает. Парень – гуманитарий, тесты даются ему с трудом.

Выпускник школы № 10 города Королева, нынешний студент МФТИ Михаил Сазонов, уверен, что ЕГЭ – отличный способ «убить сразу двух зайцев».

– Мне этот формат кажется очень удобным. Подготовился, сдал один раз – и можешь с этими результатами поступать сразу в несколько вузов, – отметил Михаил.

– Сегодня ЕГЭ является механизмом, который дает реальную оценку знаниям учащихся и открывает возможность поступить в любые вузы страны. 2020 год внес свои коррективы в связи с необходимостью минимизировать риски распространения новой коронавирусной инфекции. Решение по проведению экзаменов в 2021 году еще не принято, но при условии благополучной эпидемиологической ситуации считаю, что экзамены нужно оставить в образовательном процессе, – добавил председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов.