Школа к нам приходит: как будет работать домашнее обучение по желанию

Общество
Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня]

Чтобы снизить риск заражения коронавирусной инфекцией, родители Подмосковья получили возможность временно перевести детей на домашнее обучение. Как будет работать эта система, к чему нужно быть готовым родителям и как удержать и повысить качество знаний школьника, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

О возможности перейти на домашнее обучение школьникам губернатор Московской области Андрей Воробьев объявил 29 октября, а уже сегодня ей воспользовались многие семьи.

– Я никогда не была поклонницей такой формы учебы, но в связи с пандемией всерьез задумалась об этом еще в сентябре, – рассказывает мама второклассника из Химок Елена Байдукова. – Мы живем вместе с пожилыми родителями, которым очень опасно сталкиваться с ковидом. Каждый раз, когда ребенок приносит домой новое ОРВИ, мы все находимся на грани нервного срыва. Чтобы не гадать, пожаловал к нам грипп, банальный насморк или ковид, мы решили пока оставить сына дома. Понимаю, будет непросто. Зато родителям спокойней.

С конца октября по 4 ноября школа № 17 Серпухова была на каникулах, но уже в понедельник здесь решают вопрос о переводе на домашнее обучение первого ученика. И, судя по запросу родителей, это обращение – не последнее.

– Мы готовы к подобной форме работы и уже продумали ключевые положения, которые будем обговаривать с родителями, – говорит директор МБОУ СОШ № 17 в Серпухове Елена Жданкина. – И в первую очередь будем делать акцент на том, что это нельзя воспринимать как каникулы.

ГРАФИК
БЕЗ ПЕРЕГРУЗОК

Написав заявление на домашнюю форму обучения для ребенка, родители должны понимать, что у школьника значительно вырастет процент самостоятельной работы по сравнению с очной учебой.

– Очень важно, чтобы ребенок продолжил соблюдать школьный режим дня и садился за уроки в 8 часов утра, а не в 12, – отмечает Елена Жданкина. – Когда учитель проводит урок в очном формате, он максимально концентрирует материал. Если же ребенок занимается самостоятельно, у него уйдет больше времени на то, чтобы разобраться с темой предмета. Домашнее задание тоже никто не отменял.

Помочь ребенку составить правильный график занятий, в котором обязательно есть время для отдыха, проследить за тем, чтобы не было перегрузки, – задача родителей. В свою очередь, учителя будут на связи с учеником в режиме онлайн. В послеобеденное время семьи смогут получить консультации учителя. Домашние задания ребенок получит через Школьный портал.

– Мы обязательно обговорим с родителями график консультаций для каждого ребенка в том объеме, в каком он нуждается. В каждом отдельном случае количество подберем индивидуально, – говорит Елена Жданкина. – При этом важно понимать, что на консультации учитель не станет выделять весь урок: он будет работать с проблемными вопросами, с тем, что ребенку действительно непонятно после самостоятельной проработки материала.

АТТЕСТАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Заявление на домашнее обучение не означает, что ученик может пропасть из поля зрения школы до конца четверти или до весны. Промежуточная аттестация для детей на таком формате учебы обязательна, поясняет директор.

– Если ребенок уходит на домашнее обучение на небольшой промежуток времени – около двух недель, это один вариант. Здесь можно обойтись без промежуточной аттестации. Но в случае с долговременной перспективой мы обязательно прописываем график промежуточной аттестации и будем аттестовывать ребенка по согласованию с родителями, – добавляет Жданкина.

Вариантов промежуточной аттестации может быть несколько. Первый – это очный формат, когда ребенок приходит в школу и пишет контрольные работы в вечернее время при отсутствии обучающихся. Второй формат – удаленный. Он также будет прорабатываться индивидуально для каждого.

– Мы обязательно отследим, как идет процесс обучения у ребенка, все ли у него получается, нужна ли ему помощь психолога, – поясняет Жданкина. – Важно подойти к процессу гибко, учитывать все риски и быть в тесном контакте с родителями.

ПУТЬ К УСПЕХУ

Залог успеха в домашнем обучении – выстроить индивидуальный маршрут с каждым педагогом, уверен учитель истории и обществознания Химкинской гимназии № 9, призер конкурса «Учитель года России – 2018» Григорий Назаров.

– У нас есть дети, которые по заявлению ушли на дистанционную форму, – рассказывает Назаров. – Думаю, самое важное в такой ситуации – быть в контакте с учителем, который продолжает вести уроки очно. Для учеников старших классов будет полезно взять проект либо исследование, отталкиваясь от собственного интереса, и поэтапно работать с ним. Это очень познавательно и крайне полезно в нашем непредсказуемом мире. А педагог станет в таком случае модератором и помощником, корректирующим и мотивирующим ребенка.

Главное – найти общие точки и наметить путь вперед, остальное выстроится в работе, уверен Назаров.

– Дети, которые будут заниматься дома, будут получать задания через Школьный портал Подмосковья, – рассказала министр образования Московской области Ирина Каклюгина. – Учитель будет собирать их на короткие консультации во второй половине дня, чтобы дать установки. Это будет происходить с помощью платформы, которая использовалась ранее.