Сказать ему «стоп!»: как научить ребенка распознавать в незнакомце преступника
Иногда ребенка от смертельной опасности отделяет лишь слово, взгляд, брошенный не на того человека, пара шагов от детской площадки. По статистике, девять детей из десяти уходят с незнакомцем добровольно. Как распознать в чужом человеке врага, как правильно сопротивляться и почему умению говорить «нет» нужно учить с раннего детства, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
УРОКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Игрушки, сладости, попавшие в беду котята и старушки, которым стало плохо за ближайшим углом – это излюбленные приманки похитителей. В большинстве случаев эти простые приемы действуют на детей безотказно. В недавнем трагическом случае в Серпухове похититель выманил пятилетнюю жертву с игровой площадки обещанием мороженого и игрушек.
Эксперты отмечают, что большинство детей не знают азов безопасности. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, в новом учебном году в школах Подмосковья стартуют семинары по детской безопасности для родителей первоклассников. Преподавателями станут специалисты по детской безопасности и сотрудники МЧС. Также в школах продолжатся специальные уроки для школьников, которые стартовали в мае. В рамках «Универсального КОДа безопасности» школьники узнают, как правильно вести себя в интернете, защищаться от педофилов, не дать вовлечь себя в употребление наркотиков.
НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ СТЫДНО ОТКАЗЫВАТЬ
По данным Академии детской безопасности SafeKids, всего пять секунд требуется злоумышленнику, чтобы уговорить ребенка пойти с ним к его маме. Из десяти детей девять уходят с незнакомым человеком добровольно.
Руководитель Академии, семейный психолог и тренер Ольга Бочкова уверена: корень проблемы в том, что родители часто дают ребенку противоречивые правила, которые сами же нарушают.
– Стремясь уберечь ребенка от опасности, родители просят его не разговаривать с незнакомцами, – говорит Бочкова. – На самом деле эта установка ошибочна. Незнакомые люди окружают нас повсюду: в школе, на улице, в магазине, кафе и больнице. Мы общаемся с ними каждый день. Кроме того, по статистике, около 60% преступлений совершаются именно знакомыми людьми. Так что разговаривать с незнакомцами можно. Более того, умение спокойно общаться с чужими людьми – полезный навык на будущее. Главное правило безопасности должно звучать по-другому: «Незнакомые люди могут быть опасны. Отличить безопасных, хороших незнакомых от преступников и похитителей никак нельзя. Поэтому если тебя кто-то зовет, чем-то угощает, просит сменить локацию, беги и рассказывай об этом родителям».
Если ребенок уже пошел с незнакомцем и вдруг осознал, что поступает неправильно, важно знать, что у него есть право передумать и не винить себя за это.
– Взял яблоко у чужого – верни и уходи, – говорит психолог. – Пообещал чем-то помочь незнакомцу – отказывайся и уходи. Куда-то пошел с незнакомцем – разворачивайся и убегай. Ребенок должен твердо знать, что вежливость и безопасность – две разные вещи. Быть вежливым, говорить «здравствуйте» и «до свидания» – совсем не значит идти на риск. Незнакомому человеку не стыдно отказывать. Нормы приличия здесь не работают.
УЧИТЕ РЕБЕНКА КРИЧАТЬ
По словам Ольги Бочковой, детям важно научиться правильно и громко кричать. Проблема в том, что многие родители сами не умеют и детей не учат привлекать к себе внимание. Важно дать ребенку понять: громко кричать не стыдно. Это важный навык, который в случае опасности может спасти жизнь.
– Если к тебе пристают, трогают, уговаривают, шантажируют или подкупают – кричи! – говорит тренер. – Причем кричать нужно короткие и звонкие слова: «помогите», «чужой», «отойди», «полиция». Потренируйтесь «раскрикивать» детей в парке, сквере, в лесу, а затем и в более людных местах, чтобы снимать страх от внимания окружающих.
Эксперт отмечает, что недавний флешмоб #давайнескажеммаме поискового отряда «Лиза Алерт» в соцсетях, посвященный проблемам физического и сексуального насилия над детьми, вскрыл массу историй, о которых пострадавшие молчали долгие годы. Ведь 10–20 лет назад у них просто не было технической возможности высказаться. С другой стороны, цифровые возможности открыли новый доступ к ребенку. Именно поэтому так важно, чтобы дети целиком и полностью доверяли родителям и могли рассказать им обо всем, что случилось, не боясь осуждения или наказания.
Чтобы пропавшего ребенка было легче найти, Ольга советует обратить внимание на гаджеты, которые определяют геолокацию.
– Даже если они не очень четко определяют местоположение человека, найти потерявшегося ребенка с их помощью легче, – говорит Бочкова. – Выбирайте такую модель, которая не будет служить одновременно для игры и для чатов – дополнительные функции будут ее разряжать. Главное в таком гаджете – датчик местоположения и кнопка SOS.
– Дети должны впитывать культуру безопасного поведения с молоком матери, – говорит уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – Мы им объясняем с младенчества, что нельзя совать пальцы в розетку, что огонь жжется, а ножом можно порезать палец. Список современных угроз расширился: киберугрозы, похищения, насилие, зависимости. Мы не имеем права не говорить об этом с детьми, конечно, с учетом возрастных особенностей. Предусмотреть все невозможно, но основные навыки безопасного поведения нужно отрабатывать с детьми на примерах до автоматизма. Только тогда в случае возникновения реальной угрозы ребенок не растеряется и будет действовать правильно.