Собак-проводников из Балашихи начали обучать в столичном метро
Фото: [из архива Российской школы подготовки собак-проводников ВОС]
По средам пассажиры Московского метрополитена могут заметить на станциях «Новокосино» и «Авиамоторная» четвероногих в попонах с красным крестом. Это питомцы Российской школы подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых (ВОС), которая располагается в Балашихе.
НЕ БОЯТЬСЯ ЭСКАЛАТОРА
Для того чтобы воспитать полноценную собаку-проводника, способную заменить незрячему человеку глаза во всех видах общественного транспорта, с 2014 года школа реализует совместный проект с Московским метрополитеном и ВОС. За это время подготовку прошли уже около 200 лабрадоров-ретриверов, восточноевропейских и немецких овчарок.
– Еженедельно по средам мы тренируем собак по специальной методике, – рассказывает заместитель генерального директора по социальным вопросам Школы подготовки собак-проводников Андрей Ивашков. – Животные должны привыкнуть к постоянному шуму и пассажиропотоку.
Собак учат спокойно, не боясь, заходить на эскалатор, спускаться в лифте для инвалидов и ездить в вагоне метро. Для обучения животных выделен резервный эскалатор, где нет пассажиров. Для того чтобы научиться ездить в поезде, хвостатые катаются от «Новокосино» до «Авиамоторной».
– По итогам специального обучения будут сформированы результаты и предложения о возможности безопасного проезда инвалидов по зрению в сопровождении собак-проводников в метрополитене, – отметил Ивашков.
УЧЕНИКИ С ХВОСТАМИ
Школа собак-проводников работает в Балашихе с 1960 года и в следующем году отметит свое 60-летие. Это единственное в России учреждение, которое имеет лицензию на обучение инвалидов по зрению обращению с собакой-проводником. Школа бесплатно обеспечивает людей с ограниченными возможностями здоровья со всех регионов страны. На двух гектарах земли располагаются питомник, в котором выращивают собак, ветеринарная клиника и трехэтажная гостиница для проживания будущих хозяев животных.
Собаку для каждого незрячего подбирают индивидуально, с учетом роста и веса человека. Будущий хозяин приезжает в школу на две недели, где учится правилам ухода за животным и работе с ним, а затем сдает экзамен по освоенному курсу.
– Собака-проводник в состоянии запомнить несколько десятков маршрутов и по команде – названию конечного пункта – безошибочно водить незрячего на работу, в магазины, аптеку, на почту, – объясняет Андрей Ивашков. – Она тщательно выбирает наиболее безопасный маршрут, обходя ямы, лужи, выступы, низко склоненные ветви деревьев и другие «барьеры». А если обход невозможен, собака остановится, и слепой с помощью трости определит характер препятствия. Подойдя к проезжей части, собака ждет, когда прекратится движение транспорта, и только после этого по команде хозяина продолжает путь.