Судьбу самолета, сбитого во время войны под Наро-Фоминском, устанавливают поисковики
Фото: [Поисковый отряд «БУМЕРАНГ - ДОСААФ» Наро-Фоминск/vk.com]
В декабре прошлого года во время разведывательных работ под Наро-Фоминском было обнаружено место падения двухмоторного дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф – модификации знаменитого Ил-4. Местные поисковики вместе с коллегами из Москвы провели экспедицию по подъему фрагментов самолета.
ЗИМНЯЯ НАХОДКА
Судьба крылатой машины оказалась очень запутанной.
– Район обнаружения самолета – это место, где пересекались маршруты немецкой бомбардировочной авиации, там потенциально могли быть наши потери, – рассказывает руководитель наро-фоминского поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» Федор Пущин. – Действительно, в лесу мы нашли место падения бомбардировщика ДБ-3Ф.
Поисковики увидели три воронки – ямы от фюзеляжа и двух моторов. Из промерзшей земли удалось извлечь лонжероны, бронеспинку летчика, кислородные баллоны, остатки боекомплекта 7,62 от авиационного пулемета ШКАС с датировкой 1939 и 1941 годов и другие детали. В воронке, где находились остатки одного из моторов, нашли заводскую шильду завода №29 им. Баранова с номером двигателя 881561 и его дубль.
Масштабную экспедицию по подъему остальных фрагментов провели на днях.
– За три дня поисков мы отработали воронки от моторов и фюзеляжа, а также прилегающие к месту падения площади. Обнаружили два номера от второго двигателя: 881575 и 88425, – говорит Пущин.
НА РЕМОНТ И В БОЙ
Обнаружение номерных деталей самолетов для поисковиков – это полдела. По ним можно выяснить, какому полку принадлежала боевая машина и даже кто на ней летал. Но в этом случае все оказалось не так просто. Мотор с номером 88425 был установлен на самолет ДБ-3Ф 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка, который сформировали в феврале 1941 г. из опытных летчиков гражданского воздушного флота. Он находился в действующей армии с 22 июня по 3 декабря 1941 года.
Мотор с номером 881575, по документам, принадлежал самолету ДБ-3, входившему в состав 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Поисковики считают, что его детали послужили донорами при ремонте двигателя 88425. А вот номер мотора 881561, обнаруженного зимой, пока отследить не удалось.
– Случай запутанный. Например, известно, что 40-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия с начала войны проводила бомбардировки германской территории, – отмечает Пущин. – Видимо, когда с самолетом происходила катастрофа, его части забирали для ремонта. Запчасти от разных машин могли оказаться на обнаруженном нами бомбардировщике, который, по подсчетам, упал в декабре 41-го года.
Поисковики собираются продолжить архивную работу, чтобы выяснить имена пилотов.
– На месте работ не было обнаружено останков и фрагментов парашютных систем экипажа. Это дает нам основания думать, что пилоты уцелели, – поясняет Федор Пущин.
Кстати, экспедицию по подъему деталей бомбардировщика провели специалисты Центра современной истории в рамка проекта Поискового движения России «Небо Родины». В поисковых работах приняли участие поисковые отряды «Бумеранг-ДОСААФ» из г. Наро-Фоминска), «Витязь» и студенческий отряд «Арьергард» РНИМУ им. Н.И. Пирогова из Москвы.
– Поисковое движение в Подмосковье особенно активно развивается в последние несколько лет, с тех пор как в регионе создали Координационный совет поисковых объединений, - говорит член Общественной палаты Московской области Александр Печенегин. - Ребята взаимодействуют, понимают, кто где копает и ищет. С каждым годом их работа выходит на новый уровень. В том числе, подмосковные поисковики выигрывают всевозможные гранты.