Татьяна Бакова: «Я вижу настроение людей, когда они заходят и выходят из вагона»

Эксклюзив
Общество
Пресс-служба Московского метрополитена

Фото: [Пресс-служба Московского метрополитена]

В начале года на Филевской линии московской подземки появились первые в современной истории машинистки. В число водителей электропоезда в юбке вошла и уроженка Красногорска Татьяна Бакова. О тяжелом процессе обучения, который можно сравнить с подготовкой космонавтов, и об отсутствии поблажек по половому признаку она рассказала корреспонденту «Подмосковье сегодня».

– Татьяна, как вы выбрали эту профессию?

– Я выбрала работу в метрополитене до того, как объявили женский набор машинистов. Пришла в учебно-производственный центр учиться на дежурного по станции. Привлекли стабильные гарантии, достойная зарплата. В нашей жизни сейчас это очень важно. Однажды во время занятий к нам зашел ректор и предложил посмотреть видеопрезентацию набора в новую группу на обучение машинистов электропоездов. Я решила попробовать.

– Какие требования предъявляли к кандидатам?

– Для начала нужно было пройти жесткую медкомиссию. Например, психологический тест длился три часа. Нужно было внимательно и сосредоточенно отвечать на вопросы. Не все молодые парни проходят такие задания, но никаких скидок на то, что мы женщины, нам не делали. Затем я прошла медкомиссию, которая требовала стопроцентного здоровья: зрение, слух, отсутствие хронических заболеваний – все должно было быть в идеальном рабочем состоянии. А дальше началось непрерывное обучение, длившееся девять с половиной месяцев, но по насыщенности не уступающее шести годам учебы в вузе.

– Какие новые стороны этой профессии вы открыли для себя во время учебы и работы в московском метро?

– Со стороны пассажира кажется, что машинист занимается рутинной работой и находится в расслабленном состоянии. На самом деле он максимально сосредоточен, сконцентрирован и собран во время всей смены, которая длится шесть-восемь часов. Раньше я думала, что машинист не взаимодействует с пассажирами. Но контакт присутствует: лично я его ощущаю всегда. В каждом вагоне и на станциях есть камеры. И я вижу настроение людей, когда они, довольные, заходят и выходят из вагона, слежу, чтобы какой-нибудь дедушка или мамочка с коляской смогли безопасно зайти в вагон. Я чувствую свою ответственность за каждого из них.

– Не скучно ли вам выходить на один и тот же маршрут?

– Я работаю на короткой (10 станций. – Прим. ред.), но сложной и интересной Филевской линии. Многие ее участки проходят по улице. С одной стороны, меняется пейзаж, поэтому никогда не бывает скучно. С другой – погодные условия накладывают дополнительную ответственность на управление электропоездом. А вообще мне с детства нравилось возиться с техникой. Любовь и уважение к ней мне привил отец. Впервые я села за руль в 13 лет. Меня не только увлекала скорость, но и впечатляло, как устроена машина. Поэтому, наверно, мне так нравилось разбираться и в устройстве электропоезда.

– Можно ли вам слушать музыку на работе или приносить в кабину машиниста какие-нибудь талисманы?

– В кабине могут быть только машинист и его помощник. Посторонние люди, звуки или предметы исключены.

– Опишите ваше рабочее утро.

– Я работаю в несколько смен, самая ранняя начинается в 6.20. Тогда будильник приходится ставить на 4.30. Изучаю график, завтракаю, пью кофе. Перед каждой сменой прохожу медкомиссию. С высоким пульсом, температурой или давлением вне нормы на линию не пускают. Поэтому я всегда высыпаюсь и стараюсь быть спокойной. Некоторые пьют зеленый чай, но я предпочитаю прийти заранее и сделать несколько глубоких вдохов.

– Какой дресс-код у женщины-машиниста? Вам можно работать в своей одежде?

– Метрополитен – это место, где каждый шаг прописан в какой-либо инструкции и подчиняется правилам. Мы носим удобную форму, которую нам пошили еще во время обучения. Юбки, брюки – все стильно и удобно. Выдали летние туфли, у которых каблук 3 см. Но сейчас я ношу теплые ботинки.

– Как реагируют пассажиры, когда видят вас в кабине?

– Некоторые машут, фотографируют, снимают видео. Однако у меня нет времени обращать на это внимание. Но их интерес я понимаю и всегда улыбаюсь в ответ.