Улетная практика: в МО стартовала летняя практика кадетов школы-интерната с летной подготовкой

Общество
Павел Попов

Фото: [Павел Попов]

За штурвалом выпускник 10-го класса. Эта фраза может напугать любого пассажира, но речь идет о кадете ГКОУ Московской области «Кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. Покрышкина». На протяжении 18 лет учреждение готовит абитуриентов для ведущих летных училищ страны. Подобных школ в России всего шесть, но вживую с небом ребят знакомят только в Подмосковье.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

На одном из аэродромов на юге Подмосковья, где проходят полеты учеников школы-интерната, обычно свои тренировки проводит сборная России по высшему пилотажу. Поэтому для местных жителей с ревом несущийся над головой самолет, закладывающий очередную «мертвую петлю» или «бочку» – дело привычное. Но сегодня в небе спокойно. Из командного пункта хрипло доносятся звуки рации: «Прошли четвертую зону, ветер боковой, 5 м/с, заходим на посадку».

Через мгновение над лесом появляется небольшая белая точка, которая при приближении обретает черты самолета. Воздушное судно мягко садится и подкатывает к командному пункту. Самолет не больше человеческого роста и около 6 м в длину.

– Вы не смотрите, что самолет маленький, – говорит инструктор Альберт Бакиев. – Он надежный и как раз предназначен для обучения. Здесь, как в машине у автоинструктора, – все продублировано. Две ручки управления, два тормоза – все, чтобы более опытный летчик мог контролировать ситуацию.

Сегодняшний полет для кадетов первый. Задача – облететь четыре зоны на низкой высоте, научиться ориентироваться по наземным ориентирам и внимательно слушать инструктора. На все около 20 минут. На следующем практическом занятии ребятам доверят поставить ноги на педали и мягко держать ручку управления самолетом. Дальше в программе – снижение и набор высоты, первые виражи. За время летней практики каждый кадет налетает от 5 до 14 часов. Последние полеты уже почти самостоятельные, инструктор выступает в качестве пассажира и экзаменатора.

– В течение года ребята занимаются на специальном тренажере «Аккорд-201», на котором можно отработать все навыки пилотирования, изучают устройство самолета и теорию полетов, – говорит Бакиев. – Но «живой» вылет – это совсем другое. Поэтому сначала нужно научиться спокойно себя чувствовать, а уже потом браться за управление. Но после пяти-шести часов полетов инструктор практически замолкает и лишь наблюдает за правильностью действий кадета.

ОТ ЛИТЕРАТУРЫ К САМОЛЕТАМ

Группе из 30 курсантов предстоит провести на территории аэродрома две недели. Это уже вторая смена, а всего этим летом их запланировано три. Таким образом, покорять небо над Подмосковьем приедут 90 человек. На летную практику берут только лучших. Главные критерии, за которыми педагоги внимательно следят в течение года: успеваемость, дисциплина и успешное освоение теории.

Ребята живут здесь же, в небольших домиках, по пять кадетов в каждом. Им запрещено покидать территорию без разрешения, зато можно пользоваться мобильными телефонами. Основа распорядка дня – это ежедневная предполетная подготовка, теоретические занятия и практика. О небе кадеты мечтают с самого детства. В школе им. Покрышкина в Монине каждый из них оказался по разным причинам, но с одной целью – стать лучшим пилотом гражданской или военной авиации.

Иван Горских жил в Монине и до поступления в школу-интернат.

– Город просто пропитан авиацией, – говорит он. – Так что о другой профессии здесь просто не думаешь.

Свой первый полет кадет описывает словами «просто класс!».

– Занятия на симуляторе в школе очень полезны, но это совершенно не передает настоящего полета, – продолжает Иван.

Его главная мечта – стать капитаном гражданского судна. Уже сейчас молодой человек решает, где продолжить учебу. Перспективные варианты – училища в Ульяновске, Краснодаре и Санкт-Петербурге.

Одноклассник Ивана Савва Шишкин рассказывает, что его в сторону этой профессии склонила… литература.

– Раньше я всегда думал, что работа ограничивает личное время, что от нее нельзя получать удовольствие по-настоящему, – рассказывает Савва. – А потом я прочитал «Повесть о настоящем человеке». Книга открыла мне глаза. Я понял, как можно быть верным своему делу. И начал интересоваться авиацией.

Савва готовит себя к военной карьере и хочет стать летчиком-испытателем.

В конце практики ребят ждет еще одно испытание – три прыжка с парашютом. Савву и Ивана это не пугает, каждый из них уже знаком с этим чувством. За плечами Шишкина уже есть один прыжок, Иван прыгал 20 раз… с веревкой. Молодой человек увлекается роупджампингом (прыжки с веревкой с высокого объекта. – Прим. ред.)

О школе

Школа-интернат им. Покрышкина открылась в 2000 году. С тех пор из нее выпустили более 1000 будущих первоклассных пилотов. Поступить в учреждение можно после девятого класса. Конкурс в среднем составляет два человека на место. Желающих оценивают по знаниям русского и английского языка, математике, физике, а также по состоянию здоровья, физподготовке и психологической диагностике.

Ежегодно в школу набирают около 120 учеников. Большинство из них – жители Подмосковья.

У кадетов четкий распорядок: подъем в 6.30, зарядка, построение, занятия. Домой отпускают только на выходные. Учеников делят на роты (10-й и 11-й классы), каждая из которых состоит из четырех взводов по 30 учеников.

Общеобразовательные предметы здесь совмещают с азами летной подготовки и военно-инженерной практикой. Дисциплина и подготовка ребят позволяют им регулярно побеждать в различных спортивных, творческих и образовательных состязаниях. Кроме того, кадеты активно участвуют в волонтерской деятельности.

На чем летают

Evektor SportStar – легкий двухместный одномоторный самолет, выпускаемый с 1997 года в Чехии. Предназначен для летной подготовки, туризма и буксировки. Максимальная скорость полета – 270 км/ч. Предельная дистанция без дозаправки – 1300 км.

– В 2000 году учреждение создали для развития профориентационной работы по летному направлению, – говорит директор ГКОУ Московской области «Кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. трижды Героя Советского Союза Покрышкина» Ярослав Долинчук. – В общей сложности по инициативе Министерства обороны России и субъектов страны с 1996 года появилось девять таких школ. Например, есть учреждения в Уфе, Барнауле и Ростовской области. Сейчас функционирует шесть заведений. Благодаря вниманию со стороны правительства Московской области, губернатора и министра образования полеты в летной школе не прекращались на протяжении всего периода ее функционирования.