В Московской области проводят тестирование, которое покажет, умеют ли подростки применять школьные знания и навыки в жизни

Общество
Пресс-служба правительства МО

Фото: [Пресс-служба правительства МО]

Тестирование PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. – Прим. ред.) проводится по трем основным направлениям: математика, естественные науки и читательская грамотность. Задания при этом радикально отличаются от стандартной школьной программы. Они позволяют проверить, насколько у ребят сформированы навыки XXI века – креативность, умение пользоваться источниками информации, критическое мышление, инициативность и коммуникация. Исследование в Подмосковье проходит с 19 октября по 8 ноября, в нем участвуют ребята 15 лет.

КРУГОЗОР КАК ПРЕИМУЩЕСТВО

Год назад школа № 18 имени Подольских курсантов не просто стала участником тестирования PISA, а показала очень высокие результаты. Теперь директор учебного заведения Елена Корастылева помогает школам, которым только предстоит пройти исследование в этом году.

– Задания в тестировании более практико-ориентированные, дети решают вполне житейские ситуации. Они не совсем похожи на привычные нам школьные задачи, поэтому тут приходится поработать учителям-предметникам и нашу учебную программу немного адаптировать к вопросам, которые предстоит решать, – рассказывает она.

При этом какой-то специальной подготовки от ребят тестирование не требует. Как добавила Корастылева, с заданиями PISA лучше всего справляются именно школьники с широким кругозором, которых родители берут в путешествия, которые много общаются с членами семьи и посещают дополнительные занятия, неважно какие – от велосипедного спорта до выжигания по дереву.

БЕЗ ВОЛНЕНИЯ И ОЦЕНОК

Один из первых советов, который дает Елена Корастылева школам, – подготовиться с технической стороны. Тестирование проходит на компьютерах. Технику нужно проверить заранее, чтобы она не дала сбой. Кроме того, на мероприятия рекомендуют приглашать представителей родительского комитета и общественных организаций, которые следят за объективностью, порядком и при необходимости могут зафиксировать технические неполадки. Кроме того, присутствие знакомых людей поможет избежать дополнительного волнения у детей.

Школы не подают никаких заявок на участие в тестировании. Как пояснили в региональном Министерстве образования, независимая выборка проводится федеральным координатором исследования по методике, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – они и выступают организаторами исследования. Участники исследования также выбираются в соответствии с методикой ОЭСР – их количество в разных школах различается.

Длительность тестирования – два с половиной часа с перерывами. В мониторинг также включена анкета обучающегося, которая не содержит персональных данных и призвана выявить общий кругозор ребенка и его осведомленность о жизненных ситуациях.

Все ответы участников сразу оказываются в единой системе, и их проверку проводят независимые подготовленные эксперты. После этого регион получает итоговое резюме, где подробно проанализированы результаты, представлена статистика, сильные и слабые стороны школьников.

ЕСТЬ ПРОГРЕСС

В прошлом году в исследовании участвовало 300 образовательных организаций Московской области. По итогам подмосковные школьники уверенно вошли в топ-20 мирового рейтинга. Например, по математике удалось опередить Италию, США и Израиль. По физике и химии регион обошел ту же Италию и Испанию, а по читательской грамотности – Германию, Францию и Швейцарию.

Еще одно важное достижение – удалось значительно улучшить свой собственный результат 2018 года. Тогда область была лишь 26-й среди других стран и регионов России, которые участвуют в исследовании отдельно. В этом году Подмосковье планирует добиться еще более высокого результата.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) – тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Он был разработан в 1997 году, впервые прошел в 2000 году. Исследование позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Пример задания тестирования PISA по читательской грамотности:

Вы в гостях у тети, которая разводит кур. Вы задаете ей вопрос: «Как ты научилась разводить кур?»

Она отвечает: «Много ресурсов об этом есть в интернете. Например, форум «Здоровые куры». Это очень помогло мне недавно, когда одна из моих кур поранила лапку. Я покажу тебе переписку».

Далее вы смотрите переписку с форума:

Всем привет!

Могу ли я дать своей курице аспирин? Ей 2 года, и, по-моему, она поранила лапку. Я не смогу пойти к ветеринару до понедельника, а на телефонные звонки он не отвечает. Мне кажется, что курице очень больно. Я бы хотела дать ей что-нибудь, чтобы ей стало полегче, до того как мы попадем к ветеринару. Спасибо за помощь.

Вопрос. Почему тетя решила задать свой вопрос на форуме в интернете?

Нужно выбрать правильный вариант ответа:

1. Потому что она не знает, как найти ветеринара.

2. Потому что она считает проблему со своей курицей несерьезной.

3. Потому что она хочет как можно быстрее помочь своей курице.

4. Потому что у нее нет средств, чтобы пойти к ветеринару.

С остальными примерами заданий можно ознакомиться здесь.

– Сейчас выбранные образовательные учреждения активно готовятся к предстоящему тестированию. Участие в исследовании будет осуществляться в строгом соответствии с методологией PISA. На все вопросы ребята будут отвечать анонимно. Полученные результаты очень важны, они позволят оценить состояние системы образования региона, в том числе способность школьников применять в реальной жизни знания, полученные во время учебы, – добавила министр образования Московской области Ирина Каклюгина.