Ирина Фаевская: «Адресный подход - залог социальной справедливости»
Фото: [Валентина Филиппова / Подмосковье сегодня]
С 1 июля 2015 года Минсоцзащиты Подмосковья приобрело новый статус и было переименовано в Министерство социального развития Московской области. Сейчас и в самом ведомстве, и в социальной политике региона происходят большие перемены. О том, что уже изменилось и что еще предстоит реформировать, «Подмосковье сегодня» рассказала министр социального развития области Ирина Фаевская.
Умная забота
- Ирина Клавдиевна, сегодня много говорится об изменениях в системе социального обслуживания граждан, об «умной социальной политике». Каков их главный вектор? Что меняется и какой результат ожидается?
- Главный вектор развития системы социального обслуживания в Московской области – это повышение эффективности работы сети социальных учреждений. «Умная социальная политика», которую мы реализуем, предполагает оптимизацию расходов при одновременном повышении качества и доступности социальных услуг. Там, где это возможно и целесообразно, мы объединяем однотипные учреждения: одно становится головным, а остальные – филиалами. Это позволяет оптимизировать расходы на административно-управленческий персонал. Мы анализируем спрос на социальные услуги и при необходимости перепрофилируем учреждения. Например, в 2015 году мы планируем подмосковный социально-оздоровительный центр в Солнечногорском муниципальном районе перепрофилировать в психоневрологический интернат. Не секрет, что в настоящее время в учреждения этого типа стоит очередь, и наша задача ее минимизировать.
Еще один путь оптимизации затрат в рамках «умной социальной политики» – это нормирование расходов на коммунальные услуги. На сегодняшний день для всех бюджетных и автономных учреждений в системе социальной защиты Московской области установлены нормы расходов по теплоснабжению, энерго- и водопотреблению, водоотведению. Эти учреждения перешли на нормативно-подушевое финансирование, что в 2015 году обеспечило экономический эффект в размере 220 млн рублей.
Особое внимание уделяем развитию дополнительных платных услуг. Клининг, транспортные услуги, организация питания и услуги сиделок пользуются популярностью у жителей Московской области. Только за первое полугодие 2015 года за счет их оказания нам удалось заработать более полумиллиарда рублей. Это очень важно, ведь одна из ключевых задач в рамках «умной социальной политики» – это повышение зарплаты социальных работников в соответствии с указом президента Российской Федерации. И как минимум одну треть необходимых для этого средств отрасль должна зарабатывать самостоятельно.
Наконец, одна из ключевых составляющих «умной социальной политики» – это адресный подход. В этом залог социальной справедливости, ведь общественные ресурсы не безграничны и объем поддержки гражданина государством должен быть пропорционален уровню нуждаемости. Поэтому с 2015 года все меры социальной поддержки, предоставляемые за счет регионального бюджета, пересмотрены именно с этих позиций.
В целом реализация «умной социальной политики» позволяет нам повышать удовлетворенность жителей Московской области качеством и доступностью социальных услуг, развивать учреждения, в наибольшей степени востребованные населением, повышать интенсивность и, соответственно, уровень оплаты труда социальных работников, что жизненно важно для удержания в отрасли квалифицированного персонала.
По требованию жителей
- Какие социальные услуги сегодня наиболее востребованы?
- Наибольшим спросом у жителей Московской области пользуются социальные услуги на дому. Ежегодно гражданам предоставляется более 20 млн таких услуг. Среди самых популярных - доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, книг, газет, журналов. Конечно, очень востребована помощь в получении и покупке лекарств, а также в оплате квитанций ЖКУ и услуг связи.
В этом году перечень социальных услуг значительно расширен по сравнению с ранее установленным. Сегодня он включает в общей сложности 124 социальные услуги, вместо прежних 95.
- При Министерстве соцразвития работает общественный совет, какова его роль?
- Общественный совет при министерстве – это эффективный инструмент, позволяющий нам согласовывать наши инициативы с общественностью, принимать оптимальные решения, отвечающие потребностям и ожиданиям граждан, и обеспечивать максимальную открытость и прозрачность нашей деятельности для граждан. В него входят самые авторитетные эксперты отрасли, представители общественных организаций и социально ориентированного бизнеса, которые помогают нам получать объективную информацию об актуальных вызовах и ожиданиях общественности в сфере социального развития региона, обмениваться опытом и вырабатывать согласованные решения существующих проблем.
Доступная соцполитика
- Продвинулась ли ситуация с обеспечением многодетных семей землей?
- В Подмосковье за четыре года земельными участками обеспечено более 10 тысяч многодетных семей – это почти половина семей, состоящих на учете в муниципальных образованиях. В этом году бесплатные земельные участки получили около тысячи многодетных семей. Большая часть участков обеспечена дорожной сетью и электричеством.
Среди муниципалитетов-лидеров по обеспечению многодетных семей земельными участками – Каширский, Ступинский, Серебряно-Прудский, Шаховской районы, городской округ Молодежный и город Пущино.
Также у нас есть два муниципальных района-донора: Шатурский и Клинский - в них предоставляются земельные участки многодетным семьям из других муниципальных образований. В указанных районах формируются городки для многодетных семей. Земля в Шатурском муниципальном районе предназначена для индивидуального жилищного строительства, и администрация района, учитывая значимость социальной поддержки многодетных семей, всячески способствует и оказывает поддержку в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для многодетных семей. Однако многие многодетные семьи отказываются от получения бесплатных земельных участков в данных районах. В первую очередь это связано с удаленностью земельных участков от места проживания семьи.
- Как вы оцениваете качество доступной среды для инвалидов в Подмосковье? Что делается в этом направлении?
- Муниципальным образованиям есть над чем работать, но в целом создание доступной среды в регионе не стоит на месте. Мы регулярно проводим проверки доступной среды в муниципалитетах. К работе по оценке качества выполнения работ организации доступной среды активно привлекаются общественные организации инвалидов. В случае когда не принимаются меры по устранению нарушений, органами социальной защиты составляются протоколы и направляются в суд.
В 2015 году в бюджете региона на реализацию подпрограммы «Доступная среда» предусмотрено более 860 млн рублей. Кроме того, свыше 200 млн рублей выделено из федерального бюджета через Министерство труда и соцзащиты РФ и Министерство образования РФ. Дополнительно к этим средствам 10 млн рублей составляет грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Подмосковье работает специальный интернет-портал «Доступная среда» - https://mszn.ru, где в открытом доступе размещена карта доступности объектов.