Семенова: наша задача – выявлять системные нарушения

Социальная защита
Валентина Филиппова / Подмосковье Сегодня

Фото: [Валентина Филиппова / Подмосковье Сегодня]

В Московской области - новый Уполномоченный по правам человека. Екатерина Семенова сменила на этом посту Александра Жарова, перешедшего на работу в Счетную палату региона. Новый омбудсмен поделилась с «Подмосковье сегодня» первыми впечатлениями и рабочими планами.

Задача – помогать

- Екатерина Юрьевна, работа по защите прав граждан для вас не новая сфера деятельности. Вы занимались этим и на посту заместителя председателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей, а также в качестве советника губернатора Подмосковья. Планируете ли внести изменения в стратегию работы аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области?

- Мне нравится помогать людям. Я считаю это своей не только профессиональной, но и человеческой миссией. Не важно, сказали тебе «спасибо» или нет. Главное - это внутреннее удовлетворение от того, что ты помог конкретному человеку решить проблему, и ему стало легче жить. Думаю, что любой руководитель, на каком бы посту он ни находился, ежедневно занимается защитой прав граждан. Обращения, жалобы, просьбы о помощи есть всегда. И пост Уполномоченного по правам человека в этом плане дает особые полномочия, которые позволяют оказать эту помощь в большем объеме и быстрее. Изменения в работе безусловно нужны. И не потому, что в аппарате уполномоченного что-то не так. Просто жизнь меняется. Нужно быть в курсе всего нового, идти в ногу со временем и улучшать качество работы с каждым шагом.

На что жалуемся?

- В каких сферах чаще всего нарушаются права человека в Подмосковье?

- Сейчас я как раз пытаюсь разобраться, чем жители Подмосковья недовольны в своей жизни. Вижу очень много бытовых жалоб и прихожу к выводу, что люди плохо информированы о том, кто и какую поддержку должен им оказывать, начиная с замены радиатора и кончая уборкой территории дома.

Существуют две категории жалоб: первая – системные нарушения, вторая – индивидуальные ситуации. Наша первая задача – разобраться с системными проблемами. К таким жалобам, например, относятся многочисленные обращения по вопросам получения льготных лекарств, а также письма из мест лишения свободы. Многие из них требуют решения на законодательном уровне.

Надо знать права и обязанности

- В некоторых случаях права граждан нарушаются из-за бездействия местных властей. Какая работа планируется в этом направлении?

- Зная и муниципальную, и региональную сферу, точно могу сказать, что первая задача в подобного рода делах - систематизировать коммуникации. Много проблем от того, что люди не знают своих прав и обязанностей. Это относится и к чиновникам на местах, и к самим гражданам. Хочу подчеркнуть, что сегодня это тема номер один. Поэтому мы будем проводить разъяснительную работу и в отдельных территориях, и среди самых незащищенных и маломобильных групп населения. У каждого человека, даже если он не может пользоваться компьютером и выходить из дома, должна быть возможность получить консультации по любым жизненным проблемам. Будем создавать систему обмена информацией, находить способы донести ее до каждого человека, каждого жителя Подмосковья.

Закон в помощь

- Какие законодательные инициативы нужны сегодня региону для того, чтобы поднять защиту прав жителей на новый уровень?

- Законодательство - живая система. Те основные права, которые прописаны в Конституции и основных кодексах, незыблемы. Все остальное изменяется. Главное, чтобы законодательные инициативы были нужными и своевременными. Взять ту же проблему обеспечения льготников лекарствами. Есть ряд заболеваний, такие как онкология и диабет, где промедление с приемом лекарств смерти подобно. При этом закупка индивидуальных препаратов должна быть срочной. Но сейчас процедура достаточно громоздка и продолжительна. Поэтому нужно думать, каким образом сформулировать поправки в закон и согласовать их на федеральном уровне. В данном случае можно законодательно утвердить закрытый перечень заболеваний или лекарств для срочных закупок. Я убеждена, что любая система может быть простой и прозрачной.

- Выступая в Мособлдуме, вы говорили о том, что защита прав жителей Подмосковья должна быть глубокой и масштабной. Что это значит? Какие показатели засвидетельствуют, что работа идет в верном направлении?

- Главный показатель нашей деятельности - это процент удовлетворенных жалоб. Дело в том, что работа сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека требует пристального внимания и кропотливого выяснения причин каждой из ситуаций, с которыми приходят люди. Проблемы бывают крайне сложными, а значит, подготовка наших юристов должна быть очень высокой. Я считаю, что нужно постоянно повышать квалификацию сотрудников, следить за изменением законодательства, участвовать в «круглых столах», семинарах, встречах экспертов по различным правовым вопросам. Одним словом, держать руку на пульсе.

Важно

Уполномоченный по правам человека в Московской области проводит личный прием граждан

Адрес: г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 1

Предварительная запись по телефону +7 495 650-20-38

Направить жалобу уполномоченному можно по электронной почте e-mail: upch@mosobl.ru

Поделиться