Хоккеисту Сергею Березину грозят тюрьма и штраф в США
Фото: [Владимир Родионов / РИА Новости]
Новость о том, что в Америке за финансовые махинации с медицинскими страховками арестован известный в прошлом российский хоккеист, один из ведущих игроков подмосковного «Химика» и сборной России Сергей Березин, дала обильную пищу для пересудов. А тех, кто его знал близко, – шокировала. Корреспондент «Подмосковье сегодня» встретился с Геннадием Сырцовым, бывшим тренером Сергея Березина, и Андреем Скопинцевым, который в 90-х годах играл с тем в сборной России, чтобы выяснить, в чем же все-таки дело.
Упорство и труд
Заслуженный тренер России Геннадий Сырцов хорошо помнит, как пробивался в основной состав «Химика» нападающий Березин. Было это в конце 80-х. «Химик» в ту пору был очень крепким коллективом, находился в числе твердых кандидатов на медали чемпионата СССР и однажды даже чуть не сотворил сенсацию, едва не отняв золото у ЦСКА. Главный тренер Владимир Васильев для усиления состава привлекал игроков со стороны, но прежде всего он любил давать возможность раскрыться доморощенной молодежи. Так однажды на предсезонке с командой мастеров появился и 18-летний Сергей Березин.
– Смотри-ка, в пас парень играть не любит, не скажешь, что талант там какой-то, самородок, но как много и упорно работает над броском и скоростью. Надо посмотреть, что из него получится, – бросил фразу на тренировке Васильев своему помощнику Сырцову.
Березина стали подключать в четвертое звено, иногда в третье.
– Сергей оказался большим трудягой. Всегда использовал возможность после основной тренировки остаться на льду побросать по воротам с разных позиций, на скорости. Самостоятельно приходил и в тренажерный зал дополнительно подкачаться. В первые три сезона забивал немного, а затем – прорвало. В 1994 году в 43 матчах первенства Межнациональной хоккейной лиги набрал 43 очка, забросив 33 шайбы и сделав 10 передач. Сыграл за сборную России на Олимпийских играх и чемпионате мира, – рассказывает Сырцов.
Владимир Васильев к тому времени уехал работать по контракту в германский клуб «Кельнские акулы», но продолжал следить за воскресенскими хоккеистами, думая, кого бы позвать в свой новый клуб. Весной 1994 года выбор был сделан – только Сергей Березин.
Любимая «акула» немецкой публики
Кельн стал для форварда продолжением песни, начатой в Воскресенске. «Акулы» вышли на первые роли в германском чемпионате. Самым зубастым хищником в стае оказался русский парень Березин. Он проводил на площадке по 30 минут игрового времени, много забивал. Его заслуга в золотых медалях чемпионата была велика и несомненна. По популярности он не уступал ведущим футболистам бундеслиги, чемпионам мира. В честь российского хоккеиста организовали два или три фан-клуба.
Андрей Скопинцев, участник пяти чемпионатов мира, в 90-е годы играл в Германии за «Аугсбург». Несмотря на то что с Березиным они были соперниками, у них установились приятельские отношения, они постоянно перезванивались, бывало, сиживали за кружкой пива.
– Немцы платили Сергею большой любовью, и самому Сергею очень нравилось в Германии. Он купил там хороший дом, надо полагать, что собирался обосноваться окончательно. Ему нравилось, что сын Женя встал на коньки, быстро осваивает немецкий язык. Вообще Березин в период нашего общения в Германии был очень компанейским парнем, добрым, отзывчивым. А спустя несколько лет стал отдаляться, замыкаться в себе, – рассказывает Скопинцев.
Испытание славой и деньгами
В 1996 году Сергей отправился за океан играть в Национальной хоккейной лиге за «Торонто Мэйпл Лифз». В первый же сезон он забросил 25 шайб и вошел в пятерку лучших новичков лиги.
– Бывает так, что мальчишка растет в семье с небольшим достатком. И он старается выбиться в люди за счет хоккея. Таких примеров в Воскресенске было и есть немало. Сергей Березин вырос в нормальных условиях. У его семьи в советское время был автомобиль, что считалось серьезным показателем благополучия. Но, по мере того как Сергей развивался как хоккеист, его связь с Воскресенском становилась все слабее и слабее. Возможно, тут отпечаток наложила НХЛ с ее заработками. Лучшая лига мира – это страшное испытание, – считает Сырцов.
После первого сезона в НХЛ крутых взлетов в карьере Сергея Березина не было. Постепенно он стал теряться в общей массе. После «Торонто» за непродолжительный период побывал еще в четырех клубах – «Финиксе», «Монреале», «Чикаго» и «Вашингтоне». В 2003 году неожиданно оказался в московском ЦСКА, хотя в прессе заявлял, что после НХЛ в России играть уже никогда не будет. Отношения с главным тренером Виктором Тихоновым не сложились. И Березин объявил, что заканчивает с хоккеем.
Тогда же пошли разговоры, что еще в бытность хоккеистом Березин активно искал варианты для бизнеса, коммерции. Зарабатывал на аренде недвижимости, автомобилей, играл на бирже. Не порвал окончательно и с хоккеем. Стал, в частности, агентом воспитанника «Химика» Андрея Маркова, устраивал мастер-классы. Теперь выяснилось, что был еще один источник доходов.
Однажды в Америке
Березин и его 46-летняя жена Людмила Устакова, по данным американских СМИ, обвиняются в том, что с помощью одной из компаний во Флориде занимались махинациями с госпрограммой медицинской помощи нуждающимся «Медикейд». Незаконные действия Березина повлекли за собой убытки программы на сумму более 67 000 долларов. В заявлении супругов на получение «Медикейд» указывалось, что они не получают никакого дохода, являясь при этом владельцами особняка во Флориде стоимостью под миллион долларов и получая доходы от разных сфер бизнеса. На сайте шерифа графства Палм-Бич сказано, что Березина выпустили из тюрьмы под залог в 5000 долларов. Тем не менее за финансовые махинации экс-хоккеисту грозят несколько лет тюрьмы и большой штраф.
– Мне очень жаль Сергея, я храню в памяти наши теплые отношения. Мне непонятно в этой истории, что это за женщина, Людмила Устакова, которую представляют как супругу Березина? Я ведь знал жену по имени Наташа. Сергей и Наташа смотрелись отличной парой, примерными родителями, – рассуждает Андрей Скопинцев.
– Наверное, для Сергея было бы лучше, если бы он после завершения карьеры в НХЛ вернулся в Германию. Там он мог спокойно играть лет до 45. Понятно, что он там имел связи среди влиятельных болельщиков, мог с их помощью создать свое дело. Но что теперь гадать... – разводит руками Геннадий Сырцов.