«Подмосковье сегодня» выяснило, много ли в области аварийных лифтов и что с ними делать
Фото: [Владимир Федоренко / РИА Новости]
Большие нагрузки, недостаток госконтроля, неэффективные траты фондов капремонта – все это приводит к авариям лифтов, случаи которых участились в столичном регионе. Как можно их предотвратить? Что делать, если экстремальной ситуации избежать не удалось? Ответами корреспондент «Подмосковье сегодня» поинтересовался у жителей области, представителей власти и служб ЖКХ. А подкрепил мнением эксперта.
Больничный лифт
Житель Видного Александр Калугин ехал с годовалым сыном в лифте своего дома № 5 на улице Березовой. Между первым и вторым этажами лифт остановился. Александр вышел на прогулку без телефона, поэтому начал стучать в двери – осторожно, чтобы не испугать сына. Стук услышали родственники. Они и подняли шум.
- Мастер пришел примерно через 15 минут, - вспоминает Александр. - Лифт дернулся и открыл двери на втором этаже. После чего они снова пытались закрыться. Во всей истории меня больше всего возмутила невозможность воспользоваться кнопкой аварийного вызова.
Кстати, несмотря на принадлежность дома к жилью бизнес-класса, комплектацию лифта трудно назвать максимальной: в кабине нет даже индикатора этажа.
- Дом был сдан в первой половине 2007 года и сразу стал заселяться, - говорит Александр Кулагин. - Первые два - три года с лифтами не было вообще никаких проблем. Затем, видимо, какие-то узлы или датчики износились и потребовали замены. Лифты периодически отключались по неизвестным причинам, отказывались двигаться, если не сжимать при закрытии двери руками. Они ломаются, у нас их через некоторое время чинят, но становятся ли они полностью исправными после этого, я сказать не могу.
- 16 января действительно произошло застревание, пассажиры были эвакуированы, неполадки устранены, - пояснили в управляющей компании, обслуживающей дом № 5. – Лифты ремонтируются и проходят регулярную проверку у специалистов, за которыми они закреплены. Механиков четыре, а лифтов очень много. Поэтому у специалистов большая нагрузка. На каждого приходится не меньше 20 лифтов, всего мы обслуживаем более 100.
Не хватает контроля
- Если обратиться к статистике, то ежегодно в России аварии и несчастные случаи в лифтах уносят 10 - 12 человеческих жизней, - отмечает вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. - Но в Москве, где исторически и объективно уровень обслуживания лифтов выше, чем в регионах, за месяц произошло сразу два несчастных случая, и это вызвало волну беспокойства. Сейчас по всей стране в жилом секторе эксплуатируют около 430 тысяч лифтов и больше 120 тысяч из них требуют замены. Они отработали свой срок. В Подмосковье этот показатель ниже. Почти из 34 тысяч работающих лифтов в замене нуждаются около 6 тысяч. Деньги на эту замену есть, их собирают фонды капитального ремонта. Но эти деньги тратят крайне неэффективно. В регионах, где уровень износа оборудования превышает 50%, при наличии средств в фондах капремонта - работы по замене лифтового оборудования не запланированы.
Видит вице-президент НЛС здесь и другую проблему:
- Чисто юридически стадия эксплуатации лифта, которая длится около 25 лет, имеет много законодательных пробелов. До сих пор не урегулирована процедура ввода лифта в работу, отсутствует система учета, без которого надзирать за эксплуатацией невозможно.
- В сфере обслуживания лифтов сегодня существует целый ряд проблем. Одна из главных - ослабление надзора государства за лифтовым хозяйством, - подтверждает председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Мособлдумы Владимир Дупак. - Раньше деятельность компаний, занимающихся обслуживанием лифтов, находилась под контролем Ростехнадзора. Сами лифты значились в Государственном реестре опасных производственных объектов. Это означало ежегодную проверку их технического состояния и всей документации. С 2013 года лифты из этого реестра исключены. Сегодня соответствие их реального состояния требованиям безопасности находится под вопросом, что во многом подтверждается недавними трагедиями.
Следить за деньгами
Еще одна проблема отрасли – недобросовестные обслуживающие организации, считает депутат. Управляющие компании, которые сегодня отвечают за эксплуатацию и содержание лифтов, нередко выбирают организации с самыми низкими ценами на услуги. В свою очередь, организации могут увеличить количество лифтов, за которые отвечает одна бригада, чтобы свести траты к минимуму.
- Основной источник финансирования замены лифтов – фонды капремонта, - продолжает Алексей Захаров. - Второй год в РФ собственники помещений ежемесячно должны оплачивать взносы за капремонт общего имущества, которые аккумулируются либо на специальных счетах каждого дома, либо на счетах регионального оператора.
Другая возможность замены лифтов - разработка новых механизмов кредитования и субсидирования. Пока банковские продукты, которые позволили бы жильцам взять кредит, провести работы, а затем расплачиваться с кредитором за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов, почти не работают. Вице-президент НЛС поясняет, что в этом случае возникают сложности с процессом гарантии, определением, кто будет оформлять кредит.
- Но я думаю, что за этим будущее, - поясняет Алексей Захаров. – Кредит позволяет получить изделие и начать им пользоваться, а расплачиваться – в течение определенного времени. Замена лифта – дорогой процесс. Стоимость с демонтажом и вводом нового лифта в эксплуатацию колеблется от полутора до двух миллионов рублей. Пока самая эффективная реализация задачи по замене лифтов – это сочетание финансирования за счет фонда капремонта и частично кредитных схем.
***
Что делать, если лифт остановился или падает?
Вопрос актуален не только для жителей многоэтажных домов. С подъемниками приходится иметь дело в торговых и офисных центрах. Пытаться выбраться самостоятельно, нажимать все кнопки подряд, прыгать – все эти действия строго запрещены не только во время обычной поездки в лифте, но и при аварии. В случае остановки специалисты рекомендуют сразу вызвать диспетчера (кнопка связи с ним есть в каждой кабине), ответить на его вопросы – после чего должна прибыть ремонтная бригада. Если связи с диспетчером нет, стоит позвонить в управляющую компанию или родным и знакомым, которые смогут это сделать. Если нет и такой возможности, следует громко звать на помощь. Универсальной рекомендации, что делать в падающем лифте, не существует, так как подъемники, как правило, оборудованы специальными приспособлениями, которые тормозят кабину в случае обрыва троса. Если этого не произошло, то при падении с большой высоты отделаться легкими травмами в любом случае непросто. Чтобы уменьшить ущерб, рекомендуется быстро нажать кнопку «СТОП» и замереть в определенной позе, например, сесть на корточки у стены кабины или крепко держаться за поручень. Чем подвижнее человек в падающей кабине, тем сильнее могут быть травмы при ударе.
Чтобы быстро взять себя в руки и сделать все необходимое для спасения, нужно избавиться от паники. Психолог Елена Виноградова отмечает, что помочь в этом может счет при дыхании.
- Человек отвлекается на счет и постепенно возвращает способность контролировать дыхание, а вслед за этим и другие действия организма, - объясняет специалист. - Кроме того, существуют так называемые автоматические мысли: они появляются сразу после произошедшего. Их надо отследить, понять, насколько человек сам себя пугает, и первая помощь здесь – рациональное мышление. Нужно представить себе варианты развития событий и оценить, насколько это вероятно. Таким образом можно поймать себя на ошибке. После чего автоматические мысли оказываются преувеличением или обманом. Например, одна из самых распространенных мыслей – «мне не хватит кислорода в запертом лифте и я умру». После адекватной оценки ситуации станет ясно, что лифт – не герметичная кабина, а значит, воздух внутрь все же проникает, и гибель вам не грозит. Главное здесь - понять, где вы сейчас обманываете себя, и найти ошибку.