Редкие полотна Рубенса, ранее не выставлявшиеся в России, могут увидеть жители Подмосковья

Зима в Подмосковье
Юлия Федотова/Подмосковье Сегодня

Фото: [Юлия Федотова/Подмосковье Сегодня ]

Проект «Зима в Подмосковье» продолжает дарить жителям региона удивительные встречи с яркими культурными событиями. На днях в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» открылась долгожданная выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Корреспонденты «Подмосковье сегодня» побывали на открытии и одними из первых познакомились с работами знаменитого нидерландского живописца.

ПРИВЕТ ИЗ XVII ВЕКА

Экспозиция, открывшаяся в выставочном зале историко-художественного музея «Новый Иерусалим», уникальна. Нас встречают знаковые полотна художников XVII века, написанные в технике фламандской живописи. Некоторые картины – из частных коллекций и ранее не выставлялись в России.

«Повествование нашей выставки начинается с истории того, что происходило во фламандской живописи в то время, какие картины писал Рубенс и какое творчество создавали параллельно с ним фламандские художники», – рассказывает генеральный директор музея Анна Антипенко.

Экспозиция в центре зала увлекает зрителя в историю деловых и творческих взаимоотношений художников того времени, их учеников и заказчиков. Во время экскурсии гостям рассказывают, как формировались художественные стремления Рубенса и как они способствовали созданию свободного художественного рынка. Именно благодаря живописцу фламандские мастера стали работать над международными заказами.

КИСТЬ ПРОТИВ ЗАСТОЯ

Фламандская живопись – одна из классических школ в истории изобразительного искусства. Однако в XVI веке это направление погрузилось в застой: художники «топтались на месте», создавая очень похожие друг на друга картины с религиозной и мифологической тематикой. Ни одна из них не стала выдающейся. Застой продолжался до тех пор, пока за мольберт не встал голландский художник Питер Пауль Рубенс.

«В отличие от коллег Рубенс смог гармонично вплести в классические сюжеты черты собственного стиля, изобразить наполненность жизнью природы», – говорит куратор выставки, доктор искусствоведения Вадим Садков.

Художник возглавил национальную художественную школу первой половины XVII века и надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров фламандской живописи, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно «под знаком Рубенса».

ЭТО НУЖНО ВИДЕТЬ!

В центре зала музея, освещенные со всех сторон, представлены два полотна, мимо которых невозможно пройти. Гигантские картины созданы самим Рубенсом и его мастерской: «Коронование Роксаны Александром Македонским» и «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира». Эти произведения, ставшие характерными образцами фламандской живописи, впервые представлены широкой российской публике.

«Картины будут интересны как обывателю, который не слишком разбирается в искусстве, так и тому, кто изучает живопись, – отметил Садков. – На этих полотнах невооруженным взглядом можно понять, где заканчивается рука Рубенса и начинается работа его учеников. Картины иллюстрируют сюжет, популярный в классическом западноевропейском искусстве, при этом сохранив уникальный стиль написания».

Также на выставке представлены работы великих мастеров – Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего. По словам Садкова, эти произведения демонстрируют эволюцию фламандской живописи.

РОССЫПЬ «ЖЕМЧУЖИН»

Всего в «Новом Иерусалиме» представлено 67 работ фламандских художников. Это стало возможным благодаря вкладу музеев со всей страны: проект объединил девять учреждений культуры. «Жемчужинами» выставки стали картины из частных коллекций.

«Вообще многие региональные музеи России имеют несколько работ фламандской школы. Это выглядит как отдельные драгоценные жемчужины из рассыпавшегося ожерелья. Картины, подчиненные единому экспозиционному замыслу, из разных собраний обретают характер масштабной уникальной глобальной выставки. Это помогает любому желающему полноценно окунуться в мир фламандской живописи», – отметил куратор выставки.

КСТАТИ

Узнайте больше о туристических местах и главных событиях в рамках проекта «Зима в Подмосковье» на welcome.mosreg.ru

Пресс-служба Министерства культуры и туризма Московской области:

– Произведения, представленные на выставке, формируют представление об изобразительном искусстве XVII столетия. Центральным образом экспозиции стали работы Питера Пауля Рубенса из частных коллекций, ранее никогда не выставлявшиеся в России. Его полотна являются смысловым центром проекта.