Два храма в честь одного святого: Ново-Никольский и Петропавловский соборы в Можайске

15:49, 02 октября 2020

Иностранные путешественники и дипломаты, бывавшие в Московском государстве в прошлые столетия, называли Можайский кремль «Монастырем Николая Чудотворца». Это свидетельство благоговейного почитания местными жителями святителя Николая и его необычной резной иконы, известной с XIV столетия. В бывшей городской крепости на высоком холме рядом стоят два Никольских храма – называемый теперь Петропавловским и Ново-Никольский, построенный в начале XIX века для хранения древней святыни. Сейчас в соборе выставлена современная копия резного образа. Подлинная скульптура Николы Можайского уцелела, несмотря на многие войны и смуты, но сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее.

Два Никольских храма Можайского кремля построены в XIX столетии, но внешне они не похожи друг на друга. По курьезному стечению обстоятельств храм, который называют новым (Ново-Никольский собор), был построен раньше – в 1802–1814 годах, а «старый» (Петропавловский) позднее – в середине XIX века. Однако первое упоминание старого Никольского собора в Можайском кремле относится к XVI веку. К сожалению, белокаменный одноглавый храм обрушился от ветхости в 1844 году. На его месте была воздвигнута церковь, отдаленно напоминавшая разрушившийся собор. Чтобы избежать путаницы, этот храм освятили как Петропавловский, поскольку к тому времени рядом уже был построен Ново-Никольский собор.

«Подозрительным и противоречивым» храмом и даже «подделкой XIX века» называл Петропавловский (старый Никольский) собор русский и советский искусствовед, историк и теоретик архитектуры профессор Алексей Некрасов (1885–1950) в книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» 1928 года:

«С досадой взирая на эту игрушку, представляешь себе прежний собор из белого (по описанию 1775 года, «дикого») камня и близкий Волоколамскому».

Совсем иначе профессор Некрасов оценивал соседний Ново-Никольский собор:

«Краса Можайска, конечно, его новый Никольский – псевдоготический собор, выстроенный в 1802–1814 г. ...Собор представляет собою колоссальное сооружение, еще более производящее впечатление грандиозного, так как находится на высоком холме».

В облике огромного храма сочетались черты классицизма, барокко и готики. Некрасов полагал, что этот вариант псевдоготики был присущ кругу архитектора Матвея Казакова. Он сравнивал можайский храм с казаковскими дворцовыми постройками в знаменитом московском Царицыно.

Именно в Ново-Никольском соборе до революции хранилась главная городская святыня – резной образ святителя Николая Чудотворца.

Появление деревянного скульптурного образа Николы Можайского исследователи датируют XIV – началом XV века. Косвенно древнее происхождение иконы подтверждают монеты, которые чеканил можайский удельный князь Андрей Дмитриевич (сын великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Донского, 1382–1432). На деньгах изображалась человеческая фигура с мечом, напоминающая можайскую святыню.

По местному преданию, появление резного образа было связано с чудесным заступничеством святителя Николая при набеге на город татар. Собираясь осаждать крепость, враги увидели стоящего в воздухе над собором святителя Николая в облике грозного старца с мечом в одной руке и с небольшой церковью, обнесенной частоколом, – в другой. Неприятель в страхе снял осаду и бежал, а благодарные жители с того времени хранили в Никольском соборе кремля резную икону.

В книге «Город Можайск, его святыни и окрестности» (1880) указывалось на то, что чудотворения не прекращались и в период Смутного времени, и в XIX столетии. По легенде, польские воеводы и даже сам король, которым удавалось захватить резной образ Николы Можайского, жестоко вразумлялись святителем: их поражала слепота, а лошадей – внезапная смерть. Охваченные страхом, захватчики возвращали святыню в Можайск и даже жертвовали в собор богатые украшения. В XIX столетии образ остановил смертоносную эпидемию холеры: жители Можайска крестным ходом обошли со святыней вокруг города, после чего болезнь отступила. В память об этом заступничестве Николая Чудотворца, а также в благодарность за избавление от других болезней и несчастий ежегодно в августе, в первое воскресенье после заговенья на Успенский пост, до революции совершался городской крестный ход с можайской святыней.

Изображение святого с мечом и градом не только напоминало про легендарное чудесное заступничество святителя Николая во время осады Можайска татарами, но и в более широком контексте символизировало покровительство всем угнетенным, притесняемым, терпящим нападение врага. Кроме того, святитель представал как грозный защитник православной веры от искажений и ересей. Было и другое толкование меча в руке святого. Андрей Вознесенский и Федор Гусев в книге «Житие и чудеса св. Николая и слава его в России» (1889) связывали оружие в руке святого на можайском образе с сюжетом из жития: святитель Николай, рискуя собственной головой, отвел меч палача от шеи приговоренного к смерти невиновного человека.

Первоначально икона размещалась не внутри храма, а на крепостных воротах, в специальном киоте. Одна из первых копий можайской святыни (в виде каменного барельефа) также была расположена не в храме, а на крепостной стене – на Никольской башне Московского Кремля.

Со временем копии и списки Николы Можайского широко распространились далеко за пределами московских земель. Резные статуи стали раскрашивать красками, помещать в часовни и внутри храмов. Постепенно появились и «плоские» живописные иконы, повторяющие черты первоначально объемного резного образа. При этом копировании терялась или видоизменялась иконографическая символика. Как писал церковный историк, литературовед, этнограф, искусствовед, действительный член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, член-корреспондент Русского археологического общества Николай Петров (1840–1921) в статье «Резные изображения св. Николая Можайского и историческая судьба их», вместо меча в руки святого иногда ставилась свеча или крест, а вместо града – церковная дарохранительница или корабль (святитель Николай считается покровителем путешествующих по морю).

К петровским временам резные скульптуры Николы Можайского были известны во всех уголках России. Часто сделанные грубо, без необходимого уровня мастерства, эти изваяния своим видом приводили в смущение православных людей. В 1722 году последовало решение Священного Синода о запрете «истесанных, издолбленных, изваянных» скульптурных изображений, которые выглядели кощунственно и не достойно святыни. Однако искусно и мастерски выполненных деревянных распятий и статуй этот запрет не касался. Тем не менее в 1723 году во многих местах, особенно в окрестностях Петербурга и Москвы, из храмов и монастырей на всякий случай изымались чтимые скульптурные образы Николы для помещения в Синодальную ризницу. Власти спешно «арестовали» изваяния из Николо-Радовицкого монастыря (на территории нынешнего городского округа Егорьевск), из собора свт. Николая Гостунского в Москве, из церквей сел Клушино и Сосницы бывшего Можайского уезда, церкви Алексия, человека Божия, в городе Коломна. Был изъят и сам первообраз из Можайска. К счастью, уже в 1728 году все названные иконы, включая главную можайскую святыню, были возвращены на свои места.

В советские годы резной образ Николы Можайского вновь был изъят и увезен в Москву. Сегодня скульптура XIV века хранится в Третьяковской галерее. В 1933 году был закрыт опустевший без своей реликвии Ново-Никольский собор. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны, а позже в стенах храма разместили трикотажную фабрику.

Сегодня Ново-Никольский собор требует масштабной реставрации.

Благочинный Можайского церковного округа священник Иоанн Лобода:
– Крыша, которая покрыта металлопрофилем, зимой нагружается снегом. А весной все начинает течь. Сырость и плесень стали главными врагами храма. Если подняться на колокольню и взглянуть в окно, можно увидеть, что каменная башенка наклонилась, в фальшверандах – огромные трещины. До сих пор в храме установлены дровяные печи, которые создают много проблем. Храм быстро остывает. Для замены печного отопления на централизованное по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия проведены работы по созданию проекта реставрации Никольского собора, в которые входят отопление, электрика и замена окон. По инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьева уже установлена котельная. Чтобы спасти храм от разрушения, его включили в программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь Подмосковья.

Антон Саков

© 2020 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх