Участники премии «Наше Подмосковье» помогают трудным подросткам встать на правильный путь

Общество
из личного архива Натальи Кузиной

Фото: [из личного архива Натальи Кузиной]

Ребята из объединения «Мы вместе – в этом наша сила!» решили помогать пенсионерам и ветеранам войны адресно: они красят заборы, убирают дворы, моют окна. О простых, но важных делах организатор движения – учитель гимназии № 7 в Лыткарине Наталья Кузина – рассказала нашему корреспонденту.

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?

Наталья, жизнерадостная, с неиссякаемым задором и энергией, мама троих детей и бабушка трех внуков. Она все время спешит, все время что-то делает. У нее немного осипший от постоянных нагрузок голос – к концу дня несколько проведенных уроков сказываются на связках.

Наталья Кузина работает с детьми уже 23 года, при этом речь идет об учениках, которые находятся в так называемой «группе риска».

– Наши дети – это будущее России, именно они будут утверждать завтрашнее благосостояние страны, поэтому очень важно научить подростков созидательной деятельности на пользу окружающим людям, чтобы они видели проблемы и искали пути их решения через опыт собственных социальных практик, – говорит Кузина.

Она создала объединение «Мы вместе – в этом наша сила!» в 2008 году.

– Однажды, когда мы выполняли проект «Украсим забор» – расписывали ограждения пейзажными картинами, нас стали хвалить обычные люди, которые шли мимо по своим делам. И в этой похвале прозвучали слова о том, что мы – команда. А команда – это сила, значит, когда мы вместе, мы – сила: и проблемы преодолеваются, и дела нужные и важные делаются, и настроение хорошее, потому что все спорится, – рассказывает Наталья о том, как родилось название объединения.

ГРУППА РИСКА

Проект «Мы вместе – в этом наша сила!» вырос из конкретных дел. Наталья вспоминает, что она хотела помочь детям из так называемой группы риска и тем, кто действительно нуждается в помощи: пенсионерам, ветеранам, старикам. Несмотря на разницу в возрасте, и те и другие часто глубоко переживают одиночество, ненужность, отверженность. На фоне этой внутренней неразберихи и комплексов у трудных подростков возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. И именно в этот момент ребенок ищет новые формы самоутверждения. К сожалению, нередко он выбирает неэтичные и даже противоправные варианты.

– Моя работа направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности трудного ребенка, помощь ему в самоутверждении. В то же время методы исправления личности должны влиять одновременно на сознание, чувства, поведение. Дети не станут лучше, если мы будем требовать от них назидательным голосом хорошего поведения, посещения занятий, высоких результатов в учебе и т.д. Только в доверительной беседе с подростками, только при доброжелательном и честном общении, партнерстве и сотрудничестве на равных, только личным примером можно разрушить негативные установки, ценности, мотивы и только в этом случае есть вариант помочь ребенку изменить свой неправильный путь, – считает Кузина.

В подтверждение своих слов она приводит примеры из жизни волонтерского движения.

– Например, хорошая девочка Р. с очень низкой самооценкой и трудным детством жила с бабушкой, которая совсем не занималась воспитанием внучки. Папа – алкоголик и хулиган – оказался в тюрьме, мама оставила дочь и уехала в неизвестном направлении. Ребенок был предоставлен самому себе. У меня тогда был класс – группа, и мы с утра до позднего вечера были с ребятами вместе: и уроки проводили, и домашнюю работу делали, участвовали в благотворительной помощи. Р. почувствовала свою нужность, потянулась к хорошему, у нее появились друзья, открылись хореографические и изобразительные способности. Она научилась преодолевать трудности, верить в лучшее. Подтянула успеваемость, стала хорошисткой. Или, например, девочка В. Ее мать вела неправильный образ жизни. Иногда ребенок жил у посторонних людей, кода ее мать пыталась наладить личную жизнь, меняя партнеров. Но все разрешилось. В. благополучно закончила девять классов, научилась справляться со всеми житейскими трудностями, общаться с ровесниками, перестала курить, овладела пэчворком (техника шитья из лоскутов. – Прим. «Подмосковье сегодня»), у нее получались чудесные мягкие игрушки. Научилась уважать старость, – рассказывает Наталья.

СТРОИМ БУДУЩЕЕ

Слух о движении, которое возглавляет Наталья, быстро распространился в городе. Трудные подростки стали сами приводить новичков и записывать их в команду. Росло число участников и количество добрых дел. Формировались группы, которые распределялись по заданиям: одни убирали дворы, другие мыли окна в домах и квартирах, кто-то помогал пенсионерам с домашними делами. Ребята даже мастерили и продавали поделки, а вырученные средства перечисляли в помощь детям-инвалидам.

Объединение «Мы вместе – в этом наша сила!» проводит акции милосердия, в рамках которых собирает вещи, а затем отдает их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По словам Натальи, бабушки и дедушки с нетерпением ждут визита помощников, особенно пенсионеры любят концертные программы. Подростки приходят в гости не с пустыми руками: они сами шьют прихватки, делают брошки, пекут блины и пирожки.

– Все рады, все счастливы. И дети, и пожилые люди чувствуют себя нужными и полезными. Внимание и добро окрыляют их. Ребятам нравится заботиться о пожилых людях, выражать им свое уважение и благодарность через добрые дела, чувствовать свою ответственность перед ними, приобретать в общении жизненный опыт, учиться решать проблемы, строить будущее. Потому что заботясь о бабушках и дедушках, помогая сегодня другим людям, каждый из нас помогает себе завтра, – отмечает Наталья Кузина.