Главный скульптор Серпухова рассказал об уникальном памятнике на Привокзальной площади

Эксклюзив
Культура и спорт
Татьяна Дюкова

Фото: [Татьяна Дюкова]

Любой серпухович знаком с работами Ильи Дюкова. В местном парке стоит памятник Петру и Февронии, на Сенной площади красуется скульптурная композиция «Ярмарка», у поликлиники детей радует бронзовый павлин, а за появлением его «птенцов» в разных частях города жители внимательно следят. Недавно на Привокзальной площади Серпухова установили еще одно творение Дюкова – памятник Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму. О работе в жару и под дождем автор рассказал коррес­понденту «Подмосковье сегодня».

МЕТАФОРИЧНЫЙ ДОН

Взгляд приезжих в Серпухов сразу приковывает светящийся ночью фонтан и памятник Дмитрию Донскому и его двоюродному брату Владимиру Храброму – основателю города.

Автор 10-метровой композиции – известный в Подмосковье скульптор, член Союза художников России Илья Дюков. Оба всадника стоят на горе и как будто пытаются перепрыгнуть через водоем.

– Символически они переходят Дон, – объясняет Дюков. – Изображена аллегория победы в Куликовской битве – исторический эпизод, когда отступать было некуда. Стоящий впереди воин – это Дмитрий Донской. Он начал эту битву, поэтому у него обнажен меч. Всадник позади него – Владимир Храбрый, он закончил победоносный бой. На самом деле сражение склонялось не в нашу пользу, и уже было очевидно, что победы за нами не будет. Но вдруг засадный полк с серпуховичами и Владимиром Храбрым наносят сокрушительный удар. Даже Карамзин потом напишет, что этот удар решил судьбу не только битвы, но и всей России. Понимаете, насколько это было важно?

«ИЛИАДУ ПРОЧЕЛ ТРИЖДЫ»

В правой руке бронзового основателя Серпухова развевается знамя.

– Это известный факт – в конце сражения Владимир Храбрый поднял знамя с ликом спасителя, – добавляет Илья. – Вы даже можете сравнить латы у обоих всадников. Они разные: те, что на Донском, чуть богаче.

За историческую точность скульптуры можно не переживать – все сверено и продумано.

– Я с детства увлекаюсь историей, обожаю античность, – признается Дюков. – В юности читал Геродота, «Илиаду» Гомера прочитал трижды! И когда создаю памятники, обязательно прорабатываю визуальный материал.

Илья работал над скульптурой с апреля по сентябрь прошлого года.

– Впервые в жизни я лепил на улице, – говорит автор. – Это было невероятно тяжело, потому что май и июнь были очень жаркими. Я поднимался на высоту, и солнце меня буквально сжигало. Ладно я – но как это выдерживала глиняная скульптура? Материал поливали водой, чтобы он не сох и не трескался, отчего глина периодически размывалась. Потом начались дожди и холода, при низкой температуре на ветру тоже тяжело лепить…

ПРОВЕРКА НА МАСТЕРСТВО

В итоге вес бронзовой композиции составил 14 т, а вместе с каркасом из черного металла – все 20. Илья Дюков создавал скульптуру по частям и лично следил за их транспортировкой. Своим трудом автор доволен и признается, что на сегодняшний день это его главная работа.

– Она мне очень дорога, – говорит скульптор. – Это проверка на мастерство. Тут много деталей. Есть отсылка к «Медному всаднику», есть абсолютно новые ходы. Вы, наверное, замечали, что обычно плащи у всадников изображены плотно прижатыми к телу, а у меня они развеваются, как водопады! Так же с хвостами лошадей, их гривой… Щит у Владимира прижат не к телу, а к плащу – тоже сложная задача. И потом, оба всадника рядом – сейчас редкое явление в скульптуре.

Смотреть на эту работу можно издалека, а можно разглядывать мельчайшие детали.

– Каждое колечко, даже ноготь или слезник – все элементы отработаны по полной! – отмечает Дюков. – Об этой работе могу говорить очень долго!