Гжель, жги: как сегодня работает легендарное фарфоровое производство?
Фото: [Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня]
Эта сине-белая фигурка произвела фурор на рынке сувениров. В первый же день продаж с прилавков смели всю партию Ждунов от «Объединения Гжель». Теперь фабрика ждет в гости создательницу популярного персонажа, художницу из Голландии, и колдует над новыми хитами. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на производстве в Раменском районе и выяснил, что общего у его сотрудников с саперами.
КАПРИЗЫ ФАРФОРА
Более 150 фабрик по производству гжельского фарфора в окрестностях одной-единственной деревни Турыгино. Такая картина сложилась к середине XIX века на месте крупнейшего в России месторождения глины. На базе одного из таких производств в 1981 году и появились корпуса «Объединения Гжель».
– Само название происходит от слова «жечь». У нас даже присказка есть: «Жгут гжельцы гжель», – рассказывает экскурсовод фабрики Татьяна Логинова. – Две основные особенности наших изделий – сложные скульптурные формы и уникальная мазковая роспись.
Прежде чем превратиться в узнаваемый во всем мире сине-белый шедевр, любая заготовка проходит два обязательных обжига: сначала 16 часов в печи при температуре плюс 900 градусов, затем еще 36 часов при плюс 1350. Все этапы производства самого простого образца занимают не менее двух недель. Некоторые особо сложные композиции мастера могут собирать год.
– Фарфор – материал очень капризный. Работать с ним сложно из-за хрупкости и большой усадки, которую он дает при обжиге, – поясняет Логинова. – Поэтому художник-керамист в первую очередь технолог, он должен все рассчитать.
САПЕР И «АЛЕВТИНА»
Литейный цех укутан плотной пеленой. Здесь на основе белой глины с добавлением кварцевого песка и других компонентов готовят шликер – жидкую массу для заготовок. По трубам, а точнее, шликеропроводу, она поступает к рабочим местам.
– У меня в руках пистолет. Не бойтесь, стрелять не буду, – смеется литейщица Наталья Копанева. – Из него заливаю смесь в гипсовые формы, даю слегка застыть и получаю детали будущего изделия. Дальше мое дело – собрать их вместе в чайник «Алевтина».
На это времени у литейщицы немного – нельзя допустить, чтобы заготовки успели высохнуть. В противном случае склеить не получится. Словно в подтверждение, в цехе стоит незаконченный кувшин чуть меньше метра в высоту. Его украшают два десятка фигурок, вылепленных до мельчайших деталей, но у одной нет головы. Чья-то рука дрогнула во время сборки, и шедевр так и остался заготовкой.
– Уже не обжечь, не срезать. Если изделие успело просохнуть – остается только заново собирать. Два дня работы впустую, – вздыхает экскурсовод. – В этом плане гжельских художников можно сравнить с саперами – ошибаются лишь однажды.
ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ
Сейчас на производстве трудится около 250 сотрудников. Многие работают здесь династиями. В числе главных «долгожителей» фабрики – семья Хазовых, чей общий трудовой стаж достигает 150 лет.
– Мне кажется, мы все здесь родились, – смеется Марина Чернышева, не отвлекаясь от ажурной салфетницы. – Мама в соседнем цехе сидит на оправке. Я что-нибудь натворю, а она за мной поправляет перед обжигом.
Ассортимент фабрики исчисляется тысячами экземпляров. При этом все этапы производства – от росписи до глазировки и обжига – можно увидеть своими глазами. В год «Объединение Гжель» посещают не менее 15 000 туристов, включая иностранцев.
Особый интерес у гостей вызывает цех ОТК. Сами сотрудники в шутку говорят про него – «терракотовая армия». Дело в том, что на этапе проверки качества после первого обжига абсолютно все изделия окрашивают специальным составом в розовый цвет. Таким образом ищут сколы и трещины, незаметные на белом фоне.
– У нас недавно случай смешной был, – вспоминает Наталья Копанева. – Приехали бабульки на экскурсию. Смотрю, а они глину для заготовок в пакетик набирают. Спрашиваю: «Зачем?» Оказалось, чтобы мазаться, мол, хотим красивыми быть. Пришлось объяснять, что глина у нас не косметическая, а с добавками. Хотя посуда, конечно, из нее получается экологически чистая.
ЖДУН ДОЖДАЛСЯ ЖДУНЬЮ
Недавно фабрика выпустила абсолютный хит. Первая партия нового сувенира численностью 2000 экземпляров разошлась в первый же день. Речь идет о фигурке Ждуна, который получил широкую известность в русскоязычном интернете. Так пользователи прозвали скульптуру, созданную голландской художницей Маргрит ван Бреворт.
– У нас есть бренд «Нео-гжель», для которого молодые художники делают модные вещи, – объясняет директор по туризму и развитию «Объединения Гжель» Коста Кадзов. – Мы единственные в России подписали соглашение о передаче авторских прав на производство Ждунов. Маргрит ван Бреворт должна весной следующего года приехать к нам в гости.
А пока к художнице в качестве подарка отправился Ждун в нарядном переднике и с чайником в руках – традиционным символом Гжели.
Линейка продукции, посвященная интернет-мему, будет увеличиваться. В ближайшее время на прилавках магазинов появятся шесть новых фигурок Ждунов, включая Ждунью – его супругу. Кроме того, к Новому году можно будет приобрести два вида елочных игрушек в виде популярного персонажа.
Все сувениры выполнены по эскизам художника Дмитрия Коновалова.
– Мы не исключаем, что со временем у Ждуна и Ждуньи появится маленький Нежданчик, – загадочно улыбается Кадзов. – Мы готовим еще много неожиданных сюрпризов, которые удивят молодежь, но всех секретов пока раскрывать не будем – конкурентов у нас хватает.