Хосе Мануэль Баллестер удалил всех людей с картин и представил свой «вирусный» проект в музее «Новый Иерусалим»

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

Проект популярного испанского художника «Скрытые пространства» – абсолютная премьера не только для Подмосковья. Истра – первый российский город, куда привезли нашумевшую во всем мире выставку. О тайных смыслах своих работ и о том, как правильно знакомиться с экспозицией, автор эксклюзивно рассказал нашему изданию.

ТОЛЬКО КЛАССИКА

Год назад по соцсетям разошлись изображения картин известных художников без главных персонажей на них. Идея была ясна и актуальна – из-за пандемии весь мир вынужден находиться дома. Людей не встретишь на улицах, в магазинах, в метро. Поэтому их не было и на полотнах да Винчи, Боттичелли, Веласкеса. Проект стал «вирусным», но мало кто тогда понял, что создавался он намного раньше, когда никакого коронавируса еще в помине не было.

Автора идеи, популярного испанского художника и фотографа Хосе Мануэля Баллестера, всегда интересовало пустое городское пространство. Постепенно его любопытство вылилось в серию работ «Скрытые пространства», в которые он заложил больший смысл, чем кажется на первый взгляд.

– Удаляя всех людей с картин, он говорит о силе обнажившейся при этом пустоты, – рассказывает заместитель директора «Нового Иерусалима» Гузель Гирфанова. – Только когда никто не мешает или никого нет, мы замечаем архитектуру пространства, расцветающую в главной роли.

Для своей серии Баллестер специально отобрал ключевые, важные для всей истории искусства и знакомые зрителям работы. Среди них полотна Босха, Леонардо, Боттичелли, Гойи, Малевича.

НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Баллестер не просто «опустошает» мировые шедевры живописи – он берет на себя роль художника. Погружаясь в палитру и индивидуальный стиль автора, Хосе Мануэль реконструирует образующиеся пустоты, как будто их не было. Например, только когда «Сад земных наслаждений» Босха становится безлюдным (Баллестер назвал свою реплику на эту картину «Нежилой сад»), у зрителя появляется возможность рассмотреть все множество деталей и замысловатые конструкции триптиха.

В работе «Место для благовещения 1», сделанной по мотивам оригинала «Благовещения» Фра Беато Анжелико, Баллестер играет со зрителем и со временем – прошлым и будущим. Кажется, что стоит нам повернуться, и архангел Гавриил появится на полотне, чтобы сообщить Марии благую весть, но не исключено, что мы опоздали и он только что исчез.

В противоположность этому – работа «3 мая», оригиналом которой служит картина Гойи «3 мая 1808 года в Мадриде». На ней французские оккупанты расстреливают испанцев. В своем варианте Баллестер, убирая палачей и их жертв, не оставляет зрителю надежды на добрый финал. Лужа крови как немое доказательство – все уже произошло.

– Когда я только начал работу над серией, для меня наибольшим открытием стал диалог между современностью и историческими художниками, – признается Баллестер. – Настоящее искусство идет вне времени. Поэтому я предлагаю российскому зрителю «пройтись» по истории искусства на этой выставке и посмотреть на него другими глазами.