Художница из Красногорска рассказала о работе над мозаикой храма в парке «Патриот»

Эксклюзив
Культура и спорт
Оксана Полякова

Фото: [Оксана Полякова]

Почти полгода Жанна Емельянова наблюдала, как под ее руками тысячи меленьких кусочков смальты складываются в монументальные полотна внутри собора. С корреспондентом «Подмосковье сегодня» жительница Красногорска поделилась, как эта работа изменила ее жизнь.

ЗИГЗАГ СУДЬБЫ

39-летняя Жанна Емельянова из Красногорска 17 лет работала в офисе. Стабильная зарплата и нормированный рабочий день казались привычной рутиной. Год назад Жанна задумалась о переменах. Однажды она вернулась из отпуска и на работу больше не вышла: ей на глаза попалось объявление, что в строящийся храм в парке «Патриот» требуются художники.

– Не знаю, откуда у меня взялась эта самоуверенность, но я откликнулась на вакансию, – вспоминает Емельянова. – За плечами у меня художественная школа. Правда, это было еще в детстве.

Заметив искреннее желание девушки, ей предложили работу в храме.

– Меня распределили в бригаду из 60 человек и доверили набирать из смальты кусты для больших полотен в Нижнем храме, – говорит Жанна. – Осенью я начала выкладывать смальту в мастерской, а весной стала работать в самом храме.

ТОНКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Первое время создание одного квадратного метра мозаики у Емельяновой занимало месяц. Затем процесс пошел быстрее, и на тот же объем работы стало уходить всего полторы недели.

– Перед художником ставят картонное панно с рисунком, – объясняет Жанна. – Это образец, который нужно выложить из смальты. Изображение завешивается сеткой, на которую нужно приклеивать разноцветные кусочки не больше ногтя. Кажется, что ничего сложного, будто пазл сложить. Но справиться с такой работой под силу не каждому профессиональному художнику.

По словам Емельяновой, тонкость заключается в том, чтобы уловить движение и игру смальты. Важно знать основу рисунка, закон светотени и создания объема. Без этих навыков мозаика получится плоской.

– Смальта должна как бы танцевать на солнце, быть объемной, для этого каждый камешек нужно расположить под правильным углом, – говорит художница. – Когда я узнала все эти секреты, начала по-настоящему получать удовольствие от процесса и поняла, что оказалась в этом месте не просто так. Это сложно объяснить, но то, что моя жизнь больше не будет прежней, я знаю точно.

ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА

Недавно все строительные и отделочные работы в храме завершились. После отмены режима самоизоляции он откроет свои двери для прихожан.

Жанна не спеша идет от одного придела (специально выделенной части храма для размещения дополнительного алтаря для богослужений. – Прим. ред.) к другому, вглядываясь в лики святых.

– Вот эту траву и горки выкладывала я, – показывает художница. – Всехсвятский пожар рядом с фигурой Дмитрия Донского тоже собирала я. Его можно увидеть в Верхнем храме. Там я работала на строительных лесах под куполом на высоте 30-этажного дома.

Кстати, вся золотая смальта действительно содержит частички драгоценного металла. Золото находится в смальте между стеклянными пластинами.

Единственное, о чем жалеет девушка спустя полгода работы, это о том, что не попробовала сама выложить лики святых. Этим занимались более опытные художники.

– Могла попытаться и я, – пожимает плечами Жанна. – Но не сложилось. Видимо, в другой раз.