Матренин двор: семья актеров запустила театрализованные экскурсии по Зарайску

Культура и спорт
Наталья Румянцева/vk.com

Фото: [Наталья Румянцева/vk.com]

Тринадцать лет назад Румянцевы переехали из Архангельска в Зарайск. Сегодня эту семью, где мама, папа и младший сын – актеры, знают почти все жители города. Румянцевы водят тематические экскурсии в красочных костюмах, вовлекая прохожих и путешественников в свои представления. «Подмосковье сегодня» рассказывает про творческую семью, для которых Зарайск стал теат­ральной сценой.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЧКИ

Платье XIX века с тугим корсетом, ажурный зонтик, взгляд с поволокой – Мат­рена Провинциальская готова выйти к зрителям. Спектакль, в котором она главная и единственная актриса, костюмер и режиссер, посвящен Зарайску. Провинциальская – это творческий псевдоним примы Кулепестовой. Хотя и эта фамилия тоже ненастоящая: Румянцева создала ее из выдуманного слова.

– Кулепестингъ – это процесс создания из всякой ерунды радости для глаз и души, – поясняет Наталья.

Из подручных материалов она сделала все свои шляпки с перьями, платья с рюшами и ретроридикюли, которые приводят в восторг участников ее экскурсий.

Театральную карьеру Наталья начала почти 40 лет назад в Архангельске. Там же познакомилась с мужем – тоже актером. Переехав в Зарайск, они решили основать профессиональный муниципальный театр.

– В администрации нам сказали, что самодеятельных трупп в Доме культуры достаточно и в наших услугах не нуждаются, – вспоминает Румянцева.

Получив отказ, супруги не опустили руки, а превратили в подмостки весь город. Еще у семьи есть свой кочевой кукольный театр «Колибри», с которым они разъезжают по Подмосковью.

– Мы как перелетные птички, – говорит Наталья. – Играем в разных городах для деток разных возрастов. Куда позовут, туда и приедем.

ИСТОРИЯ В ЛЮДЯХ

Авторские экскурсии Матрена водит по историческому центру города. Она рассказывает о четырех самых древних улочках – Ильинской, Павловской, Екатерининской и Рязанской, о дворянах и купцах, чьи дома до сих пор стоят в Зарайске. Останавливаясь напротив женской гимназии, Матрена рассказывает о правилах этикета для благородных девиц. Дойдя до купеческого особняка, делится биографией его владельца.

– Здесь жил меховой король Павел Сорокоумовский, – дама говорит с придыханием, как будто открывая страшную тайну. – Однажды, чтобы получить заказ для изготовления мантии на коронацию Николая II, он назначил цену за свою работу в 1 рубль. В итоге за эту сумму император получил три бархатные мантии с оторочкой из 3691 шкурки горностая. После такой щед­рости Сорокоумовский заслужил звание «Почетный поставщик двора его императорского величества».

Иногда Наталья берет в спутники на свои экскурсии младшего сына Гавриила. Он тоже актер и на такие променады облачается в костюм и шляпу и прихватывает с собой трость.

Основным местом работы для Натальи остается филиал Театрального музея Алексея Бахрушина (предки русского купца, мецената и собирателя театральной старины более двух столетий прожили в Зарайске. – Прим. ред.). Гостей музея Румянцева тоже встречает в образе – длинные юбки, жабо, высокие прически. К слову, в учреждении есть небольшой зал, где хранятся куклы из спектаклей Натальи. Ее самая большая мечта – открыть свой камерный театр.