Почему исчезают росписи Спасо-Преображенского храма в Больших Вяземах

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

Уникальные росписи Спасо-Преображенского храма, построенного по заказу Бориса Годунова в Вяземах в XVI веке, разрушаются с каждым днем. Реставрация требуется не только старинным настенным изображениям, но и самой церкви. Рассказываем о выдающемся наследии отечественной культуры, которое через десять лет мы можем потерять навсегда.

НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В ИТАЛИИ

Попасть в верхний ярус храма, украшенный настенной живописью, сейчас можно только несколько раз в году на большие церковные праздники. Поддержание определенного климатического режима в нем – вынужденная необходимость. Чтобы хоть как-то продлить жизнь уникальным росписям, рассыпающимся буквально от любого дуновения ветра, здесь даже не зажигают свечи. А ведь были времена, когда стены домового храма, построенного по велению Бориса Годунова, покрывало разноцветное живописное одеяло. Восторгаясь росписями Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы или «Тайной Вечерей» в церкви Санта-Мария-
делле-Грацие, многие даже не догадываются, что в Подмосковье хранятся не менее достойные монументальные работы наших живописцев. И уровень их росписей искусствоведы оценивают выше исполнения фресок знаменитых итальянских мастеров эпохи Возрождения. Над убранством годуновского храма работали лучшие кремлевские художники. Чего только стоит изображение Бога-Отца, которого не встретишь ни в одной церкви.

ЗДЕСЬ БЫЛ ПАУЛЬ

Храм в Вяземах хранит голоса многих эпох. На потускневших стенах более ста граффити, прошедших сквозь пять веков российской истории. О своем присутствии здесь не забыли упомянуть польско-литовские интервенты и французские солдаты, в разные годы шедшие на Москву. «Тут молился Полонский, 1618 год» – нацарапано на одной из колонн, а чуть выше также отчетливо читается еще одна: «Пауль был здесь, 1812». Какая судьба ждала этих солдат, разделенных двумя веками, после того как они покинули храм? И была ли молитва, которую они читали на подмосковной земле, последней в их жизни?

Но если граффити еще хоть как-то читаются, то сюжеты о сотворении мира, населении земли первыми людьми, изгнании Адама и Евы из рая и деяниях Троицы едва заметны. Контуры некоторых святых еще видны, а вот изображения – уже нет. Надписи над вратами осыпались, живописные рисунки пошли пузырями, превращаясь в труху из-за постоянной влаги. Некоторые куски живописной штукатурки и вовсе были вырезаны и выкрадены в конце 30-х годов прошлого века. Единственный дошедший до нас фресковый ансамбль, созданный по заказу Бориса Годунова, нуждается в скорой помощи. Специалисты отводят ему в лучшем случае еще 10 лет жизни.

СПАСТИ, НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ

– В данном случае о реставрации, в контексте возобновления, предания погасшим фрескам яркости, не может быть и речи, – считает доктор искусствоведения Лев Лившиц. – Храму нужна консервация. То есть купирование процессов разрушения.

Помимо спасения росписей, верхний храм нуждается в банальном ремонте. В нем прохудилась кровля, не работает вентиляция. Во время дождя или снега вода попадает внутрь, заливает стены и пол.

– Необходимы дренажные работы, – говорит настоятель Спасо-Преображенского храма в Больших Вяземах протоиерей Павел Карташев. – Все, что я могу, делаю. Например, силами благотворителей недавно отреставрировали звонницу. Но такое капитальное многомиллионное обновление храма не по силам никакому приходу. Дренаж, кровля, росписи – все нужно лечить комплексно, подлатать что-то поодиночке не получится.

В этом храме побывали оба Лжедмитрия, молилась Марина Мнишек, слушали службу Петр Великий и все семейство Пушкиных. Храм пережил нашествие польских интервентов и вой­ска Наполеона, не сломила его и советская власть, устроившая в нем на некоторое время столовую.

– Роспись храма в Вяземах является одним из самых выдающихся памятников рубежа XVI–XVII вв. С ней может быть сопоставима только роспись Смоленского собора Новодевичьего монастыря, – говорит Лившиц. – Утрата этой живописи – ничем не восполнимая потеря для нашей национальной культуры. Это эпоха. Эталонный памятник. Коронная драгоценность России.