Подслушано в Звенигороде: как первые зрители приняли «Матильду»
Фото: [ Михаил Почуев/ТАСС]
Многочисленные обращения в прокуратуру, попытки запрета проката, угрозы авторам картины и поджоги кинотеатров – все это окружало одну из самых скандальных лент за всю историю отечественного кинематографа – «Матильду» Алексея Учителя. 26 октября она все же вышла в прокат. Корреспондент «Подмосковье неделя» отправился в культурный центр имени Любови Орловой в Звенигороде, чтобы увидеть, как проходят премьерные показы.
КАКОЙ-КАКОЙ ФИЛЬМ?
– На сеанс в 13.30 продано восемь билетов, на первом сеансе в 9.45 было семь человек, – сразу же убивает надежду на интригу кассир культурного центра имени Любови Орловой. – Всего на сегодня запланировано четыре показа. Возможно, к вечеру зрителей будет больше. Как никак будний день.
Впрочем, отсутствие какого-либо ажиотажа вокруг выхода в прокат фильма об отношениях балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича становится очевидно сразу. Зрителей нет ни внутри кинотеатра, ни снаружи.
– Какой-какой фильм? – переспрашивает прохожий средних лет, которого останавливаю прямо у афиши «Матильды». – Что-то слышал, да. Но смотреть не собираюсь. А вообще в Звенигороде других проблем хватает.
Наконец, в фойе появляется первая зрительница. Пенсионерка Роза Абрамова пришла на «Матильду» одна.
– Столько скандалов вокруг фильма, поэтому и пришла в день премьеры. Интересно посмотреть, из-за чего столько шума, – признается женщина. – А еще мне Алексей Учитель очень нравится как режиссер.
НИНА, Я НА «МАТИЛЬДЕ». ПУСТО
На второй сеанс в зале, рассчитанном на 250 зрителей, собирается 17 человек. В основном семейные пары, есть «одиночки» и несколько подруг. Все явно старше 40.
– Нина, я на «Матильде». Пусто, – фраза эхом разносится по пустому залу перед началом показа.
Все 1 час 45 минут, что на экране развивается история романтических отношений наследника российского престола и балерины императорского театра, проходят в абсолютной тишине. Когда в зале зажигается свет, зрители не спешат расходиться, и, продолжая сидеть в креслах, смотрят финальные титры под грустную музыку. Все молчат. Замечаю, что соседка слева утирает слезы платочком.
– Вот такой фильм! – женщина в берете показывает большой палец молодому человеку в спортивном костюме, пришедшему на следующий сеанс.
На выходе из зала все словно «просыпаются» и начинают бурно обсуждать картину, одна из зрительниц озадаченно говорит подруге:
– Не понимаю, почему она выступала? Ну эта, как ее? Что, царь не человек?
Игорь Зарембо/РИА Новости
ОТ АВТОРА
Сходить на «Матильду» стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть по-настоящему красивое кино. Запоминающиеся костюмы, эффектные декорации, впечатляющие натурные съемки – бюджет в 25 млн долларов позволил создателям ни в чем себе не отказывать. Чего только стоит эпизод с крушением поезда (маленький спойлер). В нем почти все правда, ведь император Александр действительно держал на своих плечах крышу покореженного вагона, пока из-под завалов не выбрались жена и дети. Только в фильме поезд врезался в телегу с лошадью, застрявшей на переезде, на самом же деле катастрофа произошла из-за сломанных путей. В любом случае сцена получилась запоминающейся.
Конечно, тем, кто ратует за историческую достоверность ряд находок режиссера может не понравиться. Например, выдуманная линия с нападением на цесаревича графа Воронцова, которого играет Данила Козловский. Известен только один случай покушения на Николая II, да и тот произошел в Японии. Не соответствует действительности и эпизод, в котором на сцене у Матильды обнажается грудь, но балерина продолжает танцевать. Историки уверяют: такого в императорском балете, где действовала суровая система штрафов, быть просто не могло. У кого-то может вызвать раздражение гротескный образ Александры Федоровны. В картине она то устраивает диковатые спиритические сеансы, то охотится за кровью соперницы ради магических ритуалов. Но в целом фильм получился добрым, светлым и едва ли способным оскорбить хоть чьи-то чувства. Не сомневаюсь, что пойду на этот фильм еще раз.
НАВИГАЦИЯ
Фильм «Матильда». Звенигород, ул. Московская, д.11. В прокате до 8 ноября. Сеансы в 9.45, 13.30, 17.15, 21.00. Билеты – 250–300 руб.