Реконструкция духа: сколько тратят участники подмосковных клубов на свое историческое увлечение

Культура и спорт
из личного архива Ильи Туровского

Фото: [из личного архива Ильи Туровского]

Первая реконструкция, посвященная легендарной российско-французской схватке, прошла еще в 1839 году по распоряжению Николая I. Потом традицию надолго забыли, но сейчас энтузиасты не ограничиваются одной наполеоновской эпохой. Рассказываем, кому в регионе по карману предание старины глубокой.

ВОССОЗДАЮТ С НУЛЯ

В 1990 году житель Балашихи Илья Туровский впервые попал на конную базу, сделал себе мундир литовского уланского полка русской армии и увлекся военно-исторической реконструкцией. Через несколько лет он переметнулся на сторону французов и стал командиром 5-го кирасирского полка Великой армии Франции.

– До сих пор по-французски знаю только команды и ругательства, – признается Илья. – Но в начале своей деятельности, чтобы достоверно проводить реконструкцию, мы переводили французские уставы, занимались исследовательской частью, постоянно общались с музеями. В своей деятельности мы настолько преуспели, что некоторые французские клубы до сих пор спрашивают у нас консультации.

На Илье – абсолютно продуманная и воссозданная до мельчайших деталей копия костюма кирасира. Медвежий мех на его каске служит украшением, а конский хвост сзади защищает шею от сабельных ударов. На мундир надета кираса. Эта похожая на железный барабан от стиральной машины броня, предохраняющая солдата от пуль, осколков и сабельных ударов. Основное же оружие кирасира – палаш.

Весь костюм обошелся Илье в 200 тыс. рублей. Это вполне приемлемая плата за необычное хобби, на котором, по его словам, не экономят. Зато в таком облачении, составленном по всем стандартам наполеоновской армии, не грех и на Бородинском поле показаться.

Гораздо дороже пехотинских костюмов обходятся образы кавалеристов. Ведь помимо себя солдат должен одеть еще и лошадь.

– Седла, повторяющие те, что были 200 лет назад, мы воссоздаем сами с нуля, – объясняет мастер по амуниции и снаряжению Денис Шайен. – Чепраки мы тоже шьем вручную, не прибегая к швейным машинам. В этом и есть отличие культуры реконструкторов от той же киношной. Мы стремимся к максимальной достоверности.

ИЗ РЫЦАРЕЙ В ВИКИНГИ

Журналист Алексей Зернаков из Красногорска познакомился с исторической реконструкцией 20 лет назад, будучи 19-летним парнем. Начинал с эпохи рыцарства. Пять лет назад увлекся культурой нормандских викингов. Последняя его страсть – реконструкция гражданской войны в США.

– Когда тебя бьют большими железными «каркалыгами», а ты отвечаешь и тоже бьешь в ответ… Сложно назвать это спортом или простым хобби. На поле боя ты получаешь ни с чем не сравнимый адреналин, – уверяет Алексей.

Реконструкторы – народ дотошный и придирчивый. «Главное, чтобы костюмчик сидел» – не про них. Этим ребятам подавай детальное сходство. Воссоздание цельного образа нормандского рыцаря XI века начинается с самого низа – точнее с белья, а заканчивается посудой и кухней: никаких помидоров и картошки в тарелке, а также пластика на столах в лагерях реконструкторов быть не может.

– Мы воссоздаем материальную культуру. Это то, что раньше называлось «реконструкцией духа», – поясняет Алексей. – Несколько веков назад у людей было другое отношение к жизни, к смерти, к Богу. Стать ими невозможно. А те, кто пытаются, просто больные люди.

ПАПА СМУРФ

Костюм Алексея многослойный и продуман до мелочей. Длинная рубаха свисает почти до колен, на ногах – широкие льняные портки. До XV века мужчины не носили штаны, их заменяли чулки из грубой шерсти, которые подвязывали к кожаному поясу. Вместо ботинок у Алексея тапки, сшитые по археологическим образцам. Сверху – рубаха из домотканой шерсти, обшитая шелком и крашенная мареной – природным красителем красного цвета. Верхнюю одежду Алексей скрепляет заколками, а на пояс, украшенный позолоченными накладками и драгоценной пряжкой, подвешивает кинжал и кошельки. Поправляя фригийский колпак с загнутым кончиком, Алексей признается, что супруга называет его в этом головном уборе «папа Смурф», уж больно похож он в нем на мультяшного героя.

– Это костюм, в котором я хожу в перерывах между баталиями. Стоит он около 150 тыс. рублей. Примерно столько же стоит оружие с доспехами, – поясняет Алексей.

Раннее Средневековье, по словам Зернакова, относительно дешевое удовольствие. Костюм для этой эпохи можно собрать и за 30 тыс. рублей. Необязательно сразу наряжаться в князя или короля.

К слову, оружия у Алексея за эти годы накопилось столько, что в пору свой музей открывать: шпаги, мячи, алебарды, латы, топоры.

Нередко для реконструкторов их хобби заканчивается с появлением семьи. Не каждая вторая половина одобрит траты мужа на очередные кольчуги или новые чулки. Алексею с супругой повезло. Ирина и костюм мужа в порядок приведет, и компанию ему на фестивалях составит.