Рекордно большое панно готовят на Федоскинской фабрике

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

На фестивале «Русское поле», который в онлайн-режиме пройдет 7 августа, покажут самое большое панно в истории федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Чтобы посмотреть, как идет работа подмосковных мастеров, мы отправились на фабрику, заглянули в мастерские и познакомились с выдающимися художниками, работающими на этом производстве более полувека.

ВОЖДЬ VS. ПРЕЗИДЕНТ

Попадая на фабрику, первым делом наведываешься в сувенирный магазин, который больше похож на филиал Третьяковской галереи. Здесь и Билибин, и Васнецов, и Боровиков во всей красе – только не на холстах, а в лаковой миниатюрной живописи. Восторг посетителей сменяется шоком: одни закатывают глаза, а другие просят нашатырь и хватаются за сердце, увидев цены за эти произведения искусства.

Самая бюджетная, крохотная шкатулка продается здесь за 5 тыс. руб. Самый дорогой ларчик «Сентябрь» – за 340 тыс. руб. Но не спешите делать выводы, пока не познакомитесь с технологией создания этих вещиц! Кропотливый труд нескольких мастеров, приложивших талантливую руку даже к самой маленькой работе, отнимает несколько месяцев.

В советское время Федоскинская фабрика гремела на весь мир. На каждом из шести этажей бурлило производство. В год выпускали десятки тысяч изделий. Сейчас общая численность сотрудников художественных мастерских – 38 человек. Половина из них работает из дома. А те, кто все же приходит на фабрику, умещаются в одной мастерской.

– Спроса нет, покупательская способность упала, – объясняет причины пустых цехов заведующая экспозиционным залом фабрики, художница Ирина Дьякова.

Один из самых востребованных сюжетов на федоскинских изделиях – портрет Владимира Ленина. А вот портрет Владимира Путина художники делают только под заказ.

КАК ПО МАСЛУ

Федоскинскому промыслу 226 лет. Пришел он на российскую землю из Германии, а немцы, в свою очередь, переняли его от Китая. Но нигде миниатюрной лаковой живописи не было так хорошо, как у нас. За два века технологический процесс почти не изменился.

Для начала узкие полоски картона проклеиваются клейстером с двух сторон. Смесь для него варится из крахмала или из муки. Одна за другой эти полоски накручиваются на шаблон, повторяющий форму будущего изделия, а потом кладутся под пресс. После этого форму ставят сушиться в шкаф на месяц.

После просушки готовое изделие окунают в чан с кипящим льняным маслом, которое, проникая в структуру папье-маше, склеивает картон еще сильнее.

В соседнем цеху на циркулярной пиле работает Николай Корсаков. Он распиливает картонную форму на корпуса, чтобы из них получилось несколько шкатулок. Полученные детали в нужном порядке соединяются казеиновым клеем, который делают из обезжиренного творога.

– Это «белье» – шкатулка в белом виде, – рассказывает Дьякова. – Ее нужно покрыть грунтом и лаком – черным снаружи, красным внутри.

В ПЛЕНУ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ

Старейшему художнику-миниатюристу Федоскинской фабрики Нонне Кузнецовой 88 лет. Коллеги шутят, что «ее в плен взяла Хозяйка Медной горы». Вот уже много лет Нонна Иосифовна рисует героиню бажовской сказки.

– Хотела бы и другое рисовать, да уж больно хорошо она в магазине продается. Раскупают, вот и просят делать новую живопись с ней, – рассказывает Кузнецова. – Но я ее рисую всегда разной: с нахмуренными сдвинутыми бровями или с легкой улыбкой и озорными глазами.

Легендарная федоскинская художница работает за обычным письменным столом, на котором все самое необходимое: тончайшие, как ниточки, кисточки, вместо палитры – стекло, на котором горошинами выдавлены масляные краски. Рядом – книжка «Мир вокруг нас».

– Забыла, как рисуется какой-нибудь цветок, – смотрю в книжку, – поясняет Нонна.

Эскизы для своих работ она всю жизнь придумывает сама, никого не копирует.

– Вот так выглядело наше Федоскино в годы моей молодости, – показывает миниатюрное панно по перламутру Кузнецова. – Деревянных домиков уже нет, елочки спилили, мосточки убрали. Только церковь Николая Чудотворца осталась.

Как и все остальные сотрудники фабрики, Нонна Иосифовна сейчас участвует в создании самого большого панно в истории федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Его вес – 30 кг, длина – 180 см, а ширина – 140 см. До завершения уникальной работы мастера готовы показать только ее эскиз. На кальке – две лошадиные тройки и веселый народ, спешащий наперегонки на ярмарку. 7 августа это панно предстанет во всей красе на фестивале «Русское поле» и, возможно, установит новый рекорд.