«Сорок один убитый враг»: в Губернском театре прошла премьера спектакля о Гражданской войне

Культура и спорт
Александра Степанова

Фото: [Александра Степанова]

В Московском Губернском театре (МГТ) – премьера спектакля «Сорок первый» по одноименной повести Бориса Лавренева. Если вы не знакомы с произведением, наверняка можете подумать, что речь пойдет о Великой Отечественной войне. Отнюдь. О Гражданской. И «41» это не год, а количество …. убитых врагов, счет которым ведет 19-летняя снайперша Марютка. Корреспонденты «Подмосковье сегодня» побывали на пресс-показе. На малой сцене МГТ развернулись классовые распри, случилось кораблекрушение, были спецэффекты, сценический дым, а еще осталось место для любви и принятия судьбоносного решения.

СИМВОЛИЧНОЕ МЕСТО

Спиной на скамье сидит человек и через плечо кидает рыбьи ошметки. Знакомьтесь – это рыбачка Марютка. Пара сцен – и она стрелок в отряде Евсюкова. Тут она дает подписку «об отказе от бабьего образа жизни и деторождения до окончательной победы труда над капиталом». Стрелком Марютка становится лучшим. И вот на ее счету уже 40 убитых врагов. 41-м должен стать поручик Белой армии Говоруха-Отрок. Только вот незадача – Марютка промахивается. Евсюков поручает ей следить за поручиком, чтобы тот не сбежал, а потом волею судеб после кораблекрушения ОН и ОНА вдвоем оказываются на необитаемом острове.

Режиссером постановки стал Иван Пачин. Он неоднократный участник Большого детского фестиваля, который проводит Губернский театр при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области.

«Я стал четырехкратным лауреатом, – отмечает Пачин. – И благодаря этому, как я понимаю, меня и пригласили».

Предложили режиссеру поработать над повестью Лавренева в севастопольском театре, который носит имя писателя.

«Полтора года назад меня подвели к Сергею Витальевичу Безрукову в Драматическом театре Черноморского флота РФ им. Б. Лавренева – вот так вот судьбоносно, – улыбается Иван. – И предложили материал. Сейчас это первый мой спектакль с маркировкой 16+, до этого я всегда делал спектакли для детей».

РЫБЬЯ ХОЛЕРА

Постановка на взрослую тему получилась достойной и держащей зрителя в напряжении. Как стрельба – так щепки летят, тут и спецэффекты, и сценический дым, и запах – все для правдоподобности. Улыбнуться тоже есть где.

«Польщен быть в плену у прекрасной амазонки», – говорит Говоруха-Отрок Марютке. А она ему так по-простецки: «Че?». А еще Марютка пишет стихи – о революции и Ленине. Подписывает их красиво: «Мария Басова». Правда, стихи не очень грамотные. Отчего ни один редактор их никогда не «народовал». Когда Марюта злится, она произносит фразу «рыбья холера». Актриса Ирина Токмакова артистично наделила свою героиню астраханским диалектом, неуклюжими позами и отчасти пугающим взглядом.

«Нет, я не репетировала его у зеркала. Мне кажется, у меня по-настоящему такой взгляд, – шутит актриса. – А диалект мне очень нравится. Я запарилась, чтобы его найти в Интернете. А это не так просто! Там есть все что угодно, только не это! (Смеется.) Я сделала этот диалект, но режиссер попросил меня смягчить его, так что вы видели лайт-версию!»

КИНОШАРМ

Занимательно в этой истории и сценическое решение. К мультимедийным экранам современный театральный зритель уже привык. А тут создатели придали киногеничность самой постановке. Здесь есть огромный планшет, на который главным актерам приходится забираться, демонстрируя акробатические таланты. И эта конструкция, в которой они существуют, становится для зрителя взглядом сверху.

А еще есть огромная рамка – та, которой обрамляют большие картины.

«В ней очень удобно играть. Когда ты в ней, зритель в основном будет смотреть на тебя, а не на тех, кто где-то сзади. Нам показалось это важным. В театре ведь нет крупного плана, – объясняет режиссер Иван Пачин. – Поэтому она для нас создает некоторый крупный план».

А по ходу развития сюжета меж героями – двумя классовыми врагами, двумя разными мирами, культурой и воспитанием – постепенно вспыхивает любовь. Марютка сразу заметила необычайно синие, как море, глаза поручика. А он на необитаемом острове рассказывал ей «сказку на ночь» – про Робинзона и Пятницу. Мария Басова такого не читала. А пока на острове ребята ждут спасения, Марютка помнит напутствие Евсюкова: на белых нарветесь – убей. Так в этом и вопрос. Сможет ли девушка выстрелить в поручика? Станет ли он 41-м? Оставим вопрос открытым до вашего похода в театр.