В Международный день кукольника рассказываем о работе театра «Огниво» из Мытищ

Культура и спорт

На первый взгляд кажется, что быть кукольником несложно: берешь куклу, двигаешь ее ручками-ножками и читаешь заученный текст. На самом деле кукловоды – такие же актеры, но на сцене им приходится в два раза сложнее, ведь играть нужно и за себя, и за своего подопечного. По случаю Международного дня кукольника корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщалась с художественным руководителем театра «Огниво» о спектаклях для взрослых, жизни игрушечной труппы и главных качествах кукловода.

ВЗРОСЛЫЕ КУКЛЫ

Трудно пройти мимо «Огниво». Здание театра – это небольшой замок нежно-розового цвета с высокими башенками, арками и ухоженным зеленым садом со статуями сказочных персонажей, лавочками и фонтаном. Но больше всего привлекают внимание куклы, которые выглядывают из окон первого этажа и приглашают заглянуть в гости.

– «Огниво» существует с 1992 года, – говорит художественный руководитель театра Алексей Гущук. – У театра такое название из-за того, что первым нашим спектаклем стала постановка по одноименной сказке Андерсена. Она, кстати, до сих пор есть в нашем репертуаре.

На сцене театра идут не только детские сказки – тут есть и спектакли для взрослой аудитории. Например, «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Вишневый сад» Чехова и «Обломов» Гончарова.

– Бытует мнение, что куклы – это не для взрослых, – говорит Алексей. – Мы стараемся развенчать этот миф. В руках умелого актера кукла превращается в живого персонажа со своей душой, мыслями и чувствами, которые зрители легко считывают со сцены.

МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ

В кукольной труппе «Огниво» несколько сотен артистов, за каждым из них закреплен живой актер. В его задачу входит полное «техобслуживание» куклы: починка и приведение в порядок костюма и прически. У некоторых кукол есть собственный гардероб с нарядами – актеры переодевают их в течение спектакля.

– Кукольников можно назвать мастерами на все руки, – смеется Алексей. – Они и актеры, и художники, и вокалисты, и даже силачи. Держать целый спектакль куклу в руке довольно непростая задача. А еще кукловод обязательно должен быть немножко «технарем». Чтобы понять, как починить куклу, нужно знать или примерно представлять, как у нее внутри все устроено.

НЕПРОСТАЯ ПОДГОТОВКА

Репетиции в кукольном театре похожи на репетиции в обычном. После того как художник и режиссер нового спектакля продумали все нюансы постановки и объяснили актерам их задачи, начинается читка. До репетиций с куклами еще очень далеко. Только после того, как актеры разобрались во всех деталях произведения и вжились в свою роль, начинается один из самых трудных этапов.

– Репетиция с куклами иногда дается нам потом и кровью, – делится Гущук. – Каждая кукла имеет свой образ, который в нее «поселяет» художник. Актер должен подстроиться под свою куклу: понять ее характер, чтобы в спектакле передать его зрителям, определить, какие движения нужно и какие не стоит делать. С куклами лучше не импровизировать – они не терпят лишних действий.

СПЕКТАКЛЬ НА ДОМУ

Из-за распространения коронавируса театр «Огниво» временно закрылся на карантин. Но посмотреть любимые постановки можно будет не выходя из дома.

– Наши постоянные зрители привыкли, что спектакли идут в субботу и воскресенье в 12 и 14 часов, – говорит руководитель «Огниво». – Мы планируем проводить бесплатные онлайн-показы. С интернет-площадкой пока еще определяемся, но, скорее всего, спектакли можно будет смотреть в группе театра ВКонтакте.