В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Много шума из ничего»

Культура и спорт
Павел Попов

Фото: [Павел Попов]

Панк-рок, бородатые мужчины в свадебных платьях и абсурдный юмор – такой вариант шекспировской комедии «Много шума из ничего» на сцене Губернского театра (МГТ) предложила режиссер Анна Горушкина. Корреспонденты «Подмосковье сегодня» побывали на премьере и делятся своими впечатлениями.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Шекспир – вне времени. Он как беспроигрышное и роскошное «Шато Лафит» из виноградников Ротшильдов: всегда к месту, к любому блюду и при любой погоде. Вот так и зрителю всегда интересна очередная трактовка того, что было написано этим английским драматургом более 400 лет назад. Шекспировскую комедию «Много шума из ничего» не раз ставили на отечественных театральных сценах – представляли пьесу то на современный манер, то оставались верными классической форме. В этом смысле режиссер Анна Горушкина нашла золотую середину. Ее «Шекспира» нельзя уличить в своевольной режиссерской стилизации с хитрым отступлением «по мотивам» или на манер «я – художник, я так вижу». Актеры МГТ говорят оригинальный текст Шекспира. При этом он весьма логично ложится на современные социальные повестки, музыку и шутки в стиле популярного сегодня стендапа.

– Я не хотела делать современные костюмы и не хотела, чтобы в них отражалось какое-то конкретное историческое время. Но и совсем уходить в классику не было моей целью, – говорит режиссер.

Сюжет спектакля соблюден строго, как и завещал Шекспир. В центре сюжета – история двух пар. Одни – Клавдио и Геро – стали жертвами коварного заговора принца Дона Хуана. Другие же влюбленные – это Беатриче и Бенедикт – постоянно подкалывают друг друга. Но от ненависти до любви всего один… антракт.

НАСТОЯЩИЙ ПАНК-РОК

Спектакль играется на малой сцене МГТ, на которой, очевидно, Шекспиру тесно. По словам режиссера, артисты даже на репетициях, «втыкались во все предметы». – Объемным сценам, требующим большого эмоционального размаха, не хватало воздуха. Надеюсь, что Шекспир меня не убьет, – сказала Горушкина.

За абсурдный юмор, граничащий со стендап-комедией, отвечают совершенно неподражаемые полицейские в исполнении Евгения Гомоного и Сергея Бурлаченко. Шекспир назвал их у себя в пьесе Клюквой и Киселем, а режиссер Горушкина, снабдив парней красными поролоновыми носами, превратила их в Бима и Бома. При этом шутки Бенедикта, которого играет Андрей Исаенков, порой бывают пошловаты. Исправляет положение, хоть и дополненный юбкой, но обнаженный торс актера.

В целом атмосфера спектак­ля – настоящий панк-рок. Актеры почти не стоят на сцене, мужчины отплясывают в свадебных платьях на вечеринке, все куда-то бегут, что-то поют, бьют в барабаны. Кстати, волосы мужчин в спектакле выкрашены в яркие цвета, у девушек в прически вплетены цветные косы.

БУДЬ КАК БЕНЕДИКТ

Анна Горушкина признается, что ей самой ближе всех именно образ Бенедикта.

– Мне нравится этот шалопай, потому что он честен, умен, саркастичен. Полюбив Беатриче, Бенедикт меняется, наблюдать за его преображением интересно, – сказала режиссер.

Для Анны это первый опыт постановки комедии.

– Для меня этот эксперимент – серьезный поступок, – признается она. – Мне, конечно, комфортнее в драме. Но я по натуре – камикадзе.

Один из ярко окрашенных монологов в спектакле, который получил очевидную современную тональность, – речь Беатриче, когда она просит Бенедикта о мести за опороченную честь свой сестры Геро.

– Если я по своему желанию не смогу стать мужчиной, мне придется с горя умереть женщиной, – взывает девушка.

И эти слова в исполнении Елены Кирковой звучат как гимн всех современных отчаявшихся женщин, вынужденных вывозить все бремя мира на своих плечах.

– Бенедикт способен полюбить, поставить под удар себя и изменить свою жизнь ради любимой Беатриче, – поясняет режиссер. – Это серьезные поступки, на которые способен только настоящий мужчина. Это то, чего сейчас не хватает нашему времени. Потому что современные мужчины, к сожалению, не всегда оказываются Бенедиктами.

Пресс-служба Министерства культуры Московской области:

– Для режиссера МГТ Анны Горушкиной эта постановка станет первым опытом в жанре комедии. Среди ее работ последних лет – драма «Вид с моста» А. Миллера, пронзительный «Бесконечный апрель» Я. Пулинович и «Сердце матери» по К. Чапеку в Московском Губернском театре, а также постановки в Театре им. Е. Вахтангова – «Платонов. Рассказы» и «Рождество на чердаке» по рассказам О. Генри.