В Новом Иерусалиме открылась первая после пандемии выставка авторских гравюр

Культура и спорт
Из личного архива Марины Лазаревой

Фото: [Из личного архива Марины Лазаревой]

Марина Лазарева из Лосино-Петровского создает гравюры уже более 30 лет. Один из ее любимых проектов – «Крымский альбом. Возвращение», связанный с Иваном Буниным. Лазарева трудилась над ним четыре года, и результат этой работы можно увидеть в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на экспозиции, посвященной 150-летию писателя и поэта.

ПОЙМАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ

В 2002 году Марина Лазарева впервые посетила Крым. Первым местом, которое впечатлило Марину, стала небольшая бухта Чехова в поселке Гурзуф. Антон Павлович жил, работал и отдыхал здесь в последние годы жизни.

– После того как я зарисовала бухту Чехова, где неоднократно бывал Бунин, в голову пришла идея сделать целую серию гравюр, – рассказывает художница. – Книги Бунина стали для меня настольными. Поэт очень любил крымский берег и посвятил ему множество стихотворений.

Но к реализации проекта Марина приступила только в 2014 году – толчком к воплощению идеи стало присоединение Крыма к России.

– Моя душа пела, когда это случилось, – улыбается Лазарева. – Все дела, планы и задачи сразу же отправились на неопределенное время в долгий ящик, и я начала работать над созданием «Крымского альбома».

ПОДАРОК ОТ БУНИНА

Сначала Марина занялась поиском стихотворений Бунина, связанных с Крымом. Потом отбирала из них те, которые откликались в сердце и подходили для будущего альбома. К некоторым произведениям рисунки пришлось создавать заново. Самым большим сюрпризом для Лазаревой стало то, что какие-то стихотворения точь-в-точь описывали места, где она когда-то сделала набросок.

– У Бунина потрясающая дисциплина строки, – продолжает Марина. – Каждое его слово имеет огромный смысл. Моя задача заключалась в том, чтобы то, что имел в виду поэт, отражалось в гравюре.

Для ее создания мастеру сначала нужно написать с натуры картину. Затем медную пластину, на которую будет нанесено изображение, обрабатывают специальным инструментом, чтобы она стала шершавой и приобрела черный цвет. На следующем этапе гравер зеркально переносит рисунок с бумажного образца на металл. Действовать нужно максимально аккуратно – одна неправильная линия, и все придется начинать заново.

ТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ

На выставке в «Новом Иерусалиме» Лазарева представила также гравюры, выполненные в техниках сухая игла, меццо-тинто и резцовая гравюра на меди. Создание каждой такой картины – кропотливая задача, требующая концентрации и внимания и вдохновения. Работа даже над маленькой гравюрой размером с тетрадный лист занимает у художницы не меньше полутора месяцев.

– Это напоминает рождение ребенка, – говорит Марина. – Матери страшно, больно, волнительно, процесс кажется бесконечным. Но когда на свет появляется новый человечек, все ужасное тут же превращается в прекрасное. Так же и с гравюрами – трудиться над произведением можно и пять лет, но вся прелесть в моменте, когда ты добиваешься результата, к которому так долго стремился.